Горечь реформ

8219

Вопрос того, насколько острота нынешнего кризиса способна стать стимулом для структурных реформ в казахстанской экономике, вновь становится дебатируемым

Одним из первых, еще в апреле прошлого года, о том, что большие сложности и геополитическое напряжение могут способствовать осуществлению преобразований в Казахстане, сказал главный экономист ЕБРР по Центральной Азии Агрис Прейманис.

Суть в том, что окно для реформ возникает в условиях, когда сокращаются возможности государства и подход, связанный с заливанием проблем деньгами, уступает место структурным изменениям. Переход к политике инфляционного таргетирования стал прямым следствием ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, сделавшей бессмысленной политику расширения валютного коридора и сжигания резервов. Возможная приватизация нацкомпаний и реформа «Самрук-Казыны» в значительной степени результат увеличения долговой нагрузки на часть квазигосударственного сектора. Не будь этого фактора, вероятно, продолжалась бы медленная трансформация холдинга, выражающаяся в росте транспарентности, растянутой во времени программе «народного IPO» и совершенствовании системы KPI. Даже локальные реформы вроде создания единой системы оплаты проезда в Алматы предваряются появлением своих «черных лебедей» в виде сходящих с рельсов трамваев, непосильных для городского бюджета трат на поддержание общественного транспорта и отсутствия мотивации для частных инвестиций.

Последний виток структурных изменений в 1990-е случился после того, как произошло обрушение предшествующей реальности.

Одной из особенностей реформ, происходящих под давлением необратимых обстоятельств, является во многих случаях отсутствие каких-либо компенсаций значительной части бенефициаров прежней системы, для которых почти всегда предусматриваются «пряники» в случае плановых реформ. Еще одной характерной чертой становится разрыв между появляющимися институтами и имеющейся институциональной культурой, что в значительной степени снижает потенциал роста новых структур. Политические системы также испытывают давление (экстремальным примером здесь является Украина).

Привкус горечи, таким образом, становится очень частой ассоциацией, сопровождающей кризисные реформы. Пути минимизации этого эффекта известны: отсутствие контраста между чисто декларативной и реальной политикой, недопущение конфликта интересов и транспарентность. Крайне важным фактором выступает качество политического управления, которое не давало бы возобладать популистским взглядам и ожиданиям мгновенной отдачи от изменений.

В казахстанской реальности существует определенное противоречие между контрциклическими макроэкономическими решениями и политическим выбором в пользу структурных реформ. Одной из основных рекомендаций, подготовленных финансовыми экспертами ООН по итогам глобального кризиса, был совет развивающимся странам избегать проциклической бюджетной политики, часто рекомендуемой МВФ. Эксперты отмечали, что стремление наращивать «подушку безопасности» в виде суверенных фондов, с одной стороны, является естественным, но, с другой стороны, сильно ограничивает спрос. Что касается Казахстана, то опасения обусловлены тем, что любые антикризисные вливания могут использоваться для консервации ситуации и сдерживания реформ, поскольку лоббистский потенциал квазигосударственных институтов и системообразующих банков очень высок.

Основной же смысл структурных преобразований состоит как раз в приобретении иммунитета от чрезмерного экспансионизма государства в экономике, в том числе в «тучные годы».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить