В бизнесе чем больше долг, тем успешнее

5588

А вот рост сбережений на фоне сокращения долга по экономике в большинстве случаев сигнализирует о застое или даже спаде

Долг в современном обществе является краеугольным камнем денежной системы и экономики в целом. Мы пристально следим как за государственными сбережениями и долгами, так и за долгами реального сектора перед банками и долгами самих банков, в особенности плохими.

Плюс у многих из нас есть ипотека и банковские кредитные карты. Именно со своего, «потребительского» уровня большинство людей строят представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, любой мечтает от долга избавиться.

Но в бизнесе все не так. Нет лучшего подарка для предпринимателя, чем недорогой кредит, если его дело на подъеме, а рентабельность гораздо выше ставки ссудного процента. Более того, нет лучшего подтверждения роста бизнеса, чем стремительный рост его долга. Открытие новых производств, покупка конкурентов, инвестиции в развитие часто требуют существенных капитальных затрат. И если финансовое состояние позволяет, компания финансируют свой рост именно за счет кредитных средств.

Пожалуй, только представители «новой экономики», производители и дистрибьюторы интеллектуальной собственности, такие как Apple, Facebook или Microsoft, не нуждаются в финансовой поддержке. Есть ли долги у богатейших предпринимателей во всем мире? Безусловно. Ведь львиная часть долга частного сектора приходится на компании, которыми владеют предприниматели из списков Forbes.

Поэтому рост национального долга зачастую говорит о высокой инвестиционной и деловой активности в стране, а вот рост сбережений на фоне сокращения долга по экономике, как ни странно, в большинстве случаев сигнализирует о застое или даже спаде. Если вы выбираете интересные акции для инвестиций и видите, что компания начала сокращать свои долги, будьте готовы к тому, что темпы роста ее бизнеса в будущем окажутся заметно ниже текущих. Возможно, у менеджмента уже закончились реалистичные мечты.

Доступный дешевый долг является драйвером для роста предпринимательства, а недоступный и дорогой ощутимо тормозит рост экономики и приводит к сокращению инвестиций со стороны реального сектора. Об этом прекрасно знают наши экономические и монетарные регуляторы и, вмешиваясь в кредитный процесс, пытаются отрегулировать стоимость денег для всех на рынке, конкурируя с частным сектором либо на стороне спроса (удерживая ключевую процентную ставку высоко и «скупая деньги» дороже, чем можно было бы естественным образом), либо на стороне предложения (выдавая займы по таким низким ставкам, на которые частные кредиторы не согласны).

У нас сейчас, на фоне постдевальвационной инфляции, происходит первое. Процентные ставки высоки, а экономический рост очень низок. Предпринимателям просто невыгодно занимать по ставкам, которые диктует регулятор. Во всех развитых экономиках наблюдается второе: никакой инфляции уже давно нет, общество страдает от отсутствия экономического роста, роста доходов населения и на фоне этого долг становится все более и более обременительным.

Но в свою очередь мы, отойдя от инфляционного шока, рискуем остаться не только без инфляции, но и без экономического роста. Да-да, впервые за почти четверть века нам скоро придется поверить в инфляцию в 3–4% годовых. И, что гораздо печальнее, наши зарплаты перестанут расти теми темпами, что раньше, а многие вообще рискуют потерять работу.

Национальный банк это понимает. И в фарватере центральных банков мира, не исключено, скоро будет вынужден сменить «гнев» ультражесткой кредитной политики на «милость» ультрамягкой. А значит, кредиты станут дешевле и ставки по депозитам продолжат пикировать вниз.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить