Налог на Facebook, Google и AliExpress: что получит Казахстан?

9171

Достигнутые на саммите G7 договоренности комментирует эксперт по налогам

ФОТО: pixabay.com

На прошедшем в июне саммите главы стран «большой семерки» договорились обложить транснациональные корпорации единым налогом на прибыль, ставка которого будет не меньше 15%. Что это означает и как это будет проявляться в Казахстане, объясняет эксперт по налогам LLM Айдар Масатбаев.

F: Айдар, о чем же договорились на саммите?

- Судьбоносным эксперты и СМИ назвали раунд встреч элитного клуба стран G7 сначала в Лондоне (5 июня) на уровне министров финансов и руководителей центральных банков в присутствии стран-гостей Австралии, Индии, Южной Кореи и Южной Африки, приглашенных хозяйкой ивента – Великобританией, а затем и на высшем уровне в Корнуолле (11-13 июня).

Напомню, руководители стран - членов клуба (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) к середине июня окончательно договорились об инициировании принципиально новых положений, которые меняют всю структуру международного налогообложения прибыли и его аналогов.

В частности, согласно коммюнике министров финансов и руководителей центральных банков от 5 июня были согласованы два ключевых момента.

ФОТО: facebook.com/aidar.massatbayev

Первый - установлен принцип взимания подоходного налога по принципу территории получения дохода, а не фактического местонахождения мультинациональных корпораций. Это особенно будет интересовать технических гигантов Google, Facebook, Alibaba. Общий принцип таков: страна, где извлекается доход, получит право облагать по ставке 20% часть дохода, которая превышает 10% всего дохода, получаемого на этой территории. Концепция постоянного учреждения уходит в прошлое.

Второй - согласовано единое понимание универсальной ставки подоходного налога не менее 15%. То есть принимается решение предложить уже G20 и впоследствии другим странам установить ставку подоходного налога не менее 15%.

Примечательно что речь идет не об НДС, где каждая страна принимает свои положения о налоговых обязательствах цифровых платформ. Эти изменения касаются подоходного налога (налога на прибыль), который обычно защищен двусторонними налоговыми конвенциями.

F: Какие компании и с какого времени коснется соглашение о ставке налога 15%?

- Это в основном будет беспокоить технологические и иные компании, которые могли продавать свои товары и услуги без постоянных учреждений. Концепция постоянного учреждения, принятая со времен плана Маршалла, предоставляла право стране получения дохода облагать иностранного налогоплательщика своими налогами только в том случае, когда иностранный налогоплательщик физически находится на территории этой страны (это краткое пояснение концепции постоянного учреждения). Мы сейчас являемся свидетелями дистанцирования от этой модели налогообложения.

F: Чьи бюджеты увеличит это новое правило?

- Эксперты уже высказали предположение, что от первой договоренности выиграют бюджеты стран, чье население оплачивает услуги таких платформ, это в первую очередь Франция, Великобритания и прочие. Таким образом, и Казахстан получит часть своего пирога, в том числе от Alibaba - платформа которой, AliExpress, у нас чрезвычайно популярна.

F: Как это отразится на корпорациях?

- Транснациональные корпорации, бесспорно, загрузят свои налоговые и бухгалтерские отделы работой по зачету нового налога, уплаченного за рубежом, против своих обязательств по месту регистрации. Лично по моему опыту новые правила должны заставить государства уточнить процедуры зачетов уплаченных за рубежом налогов и существенного подорожания услуг техгигантов произойти не должно.

F: Какова вероятность присоединения к этому соглашению стран G-20?

- Учитывая, что позиция США при администрации Байдена изменилась на 180 градусов, а также тот факт, что большинство техгигантов находится именно в США, это значит, от этого выиграют другие страны, где доходы корпораций не облагаются местным подоходным налогом. Вероятность того, что не только G20, а все страны примут такой новаторский подход, скажем так, крайне велика.

F: Телеграм-канал «Анатомия рынка» полагает, что на Казахстане это отразится ростом налогов и цен. Так ли это на самом деле?

- Сложно говорить наверняка, но каждая страна в своем налоговом законодательстве имеет положения о зачете иностранного налога (foreign tax credit) против налоговых обязательств в стране своей юрисдикции. Таким образом, тот же Facebook сможет уменьшить свои налоговые обязательства в США на сумму налога, уплаченного в Казахстане.

Рискну предположить, что если и произойдет подобное фундаментальное изменение, то существенных изменений стоимости услуг мы все же не увидим.

Формально потеряют в поступлениях страны, где находятся техгиганты, именно поэтому администрация Трампа была категорически против таких изменений. Кроме того, процесс потребует, возможно, не менее шести-восьми лет, а следующая после Байдена администрация США может придерживаться протрамповских настроений.

F: Если речь идет о цифровых гигантах, то у нас население не платит ничего, например, Facebook. И чем тогда подвох для рядового казахстанца?

- Подвох в том, что в отличие от хозяйствующих субъектов и юридических лиц, физические лица не могут быть налоговыми агентами, а значит, не уполномочены удерживать налоги с доходов, выплачиваемым иностранными налогоплательщиками, такими как Facebook.

Именно поэтому некоторые техгиганты, установив, что услуги рекламы может оплачивать только физическое лицо, тем самым искусственно избегают налоговых обязательств у источника выплаты. Поэтому, оплачивая рекламу в Facebook, Instagram и иже с ними, заказчики не платят налогов.

Теперь техгиганты будут платить подоходный налог в страну получения дохода на равных основаниях с национальными электронными сервисами, которые раньше оказывались в проигрышной позиции, так как в отличие от техгигантов обязаны платить НДС и подоходный налог.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить