Где мы теряем независимость. Часть III

11156

Контролируя нефть, вы контролируете целые государства. Контролируя продовольствие, вы контролируете собственный народ

Окончание. Начало читайте здесь и здесь

Пить хочется

Не так давно прошла информация о том, что в ближайшие 50-60 лет Китай собирается потратить свыше $77 млрд на проект переброски рек с юга на север страны, который испытывает дефицит водных ресурсов. В 2012 году на эти цели наш сосед уже потратил более $10 млрд. Все это говорит о том, что проблема водных ресурсов для Китая с каждым годом становится все более актуальной. А это уже проблема и для Казахстана, который не первый год ведет переговоры с КНР по трансграничным рекам. Как отмечают гидроэнергетики, если темпы водозабора из Черного Иртыша со стороны Китая не уменьшатся, то к 2050 году наш сосед возьмет под контроль всю реку. В этом случае можно будет ставить крест на индустриальном потенциале Восточного Казахстана.

Но это только часть проблемы, так как существует реальная угроза дефицита воды во всем Центральноазиатском регионе.

Например, Бишкек, также исходя из своей «национальной безопасности», не оставляет мысли превратить воду в такой же товар, как нефть и газ, чему активно препятствуют Казахстан и Узбекистан.

Не отстает от Киргизии и Таджикистан, где сосредоточены большие запасы пресной воды в ледниках (более 60% запасов Центральной Азии), регулирующих водный баланс рек региона. В зоне формирования стоков Сырдарьи и Амударьи уже сейчас продолжается интенсивное таяние ледников. За 50 лет объемы ледников уменьшились на 40%, что грозит уменьшению стока основных водных артерий региона.

Уже сейчас, по данным Минсельхоза РК, в республике сокращается объем воды в стоках рек. Об этом в ходе недавнего «круглого стола» на тему «О путях решения проблем вопросов трансграничных рек» сообщил вице-министр сельского хозяйства РК Марат Толибаев.

По его данным, объем стока рек Казахстана оценивается в 100,5 куб. км в год, в том числе поступающих из сопредельных государств - 44 куб. км. Из них из РФ - 7,4 куб. км, Узбекистана - 13,7 куб. км, Киргизии - 3 куб. км, КНР - 19,9 куб. км.

«Институт географии провел новые исследования оценки водных ресурсов, и сейчас есть такая цифра: общий объем - 91,3 куб. км в год, - сказал вице-министр. - Эти данные проверяются, но думаю, что в скором времени мы будем оперировать этой цифрой. В любом случае, за последние 30 лет объем водных ресурсов в сопоставлении с естественным стоком сократился на 23,3 куб. км, в том числе на трансграничных реках - на 15,9 куб. км».

Контролируя продовольствие, вы контролируете народ

Министр по чрезвычайным ситуациям РК Владимир Божко в октябре этого года также заявил о том, что Казахстан к 2050 году лишится своих ледников. По оценкам экспертов, к этому же году из-за глобального потепления средняя температура в Казахстане увеличится на 3 градуса. В результате площадь пустынь может передвинуться к северу на 300-400 км, что поставит под угрозу продовольственную безопасность страны - в частности, производство зерновых и мяса. В проекте государственной программы «Экология Казахстана» на 2010-2020 годы четко говорится: «Рост температуры крайне неблагоприятно скажется на урожайности естественных кормовых угодий, которая может снизиться на 30-90%. Так, например, урожайность яровой пшеницы в Костанайской, Акмолинской и Павлодарской областях будет составлять 25-60% от ее среднего многолетнего значения, Северо-Казахстанской - 70-90%».

Кто-то может спросить: «А какая связь между пшеницей и независимостью?» Лучшим ответом на этот вопрос будут слова человека, хорошо понимавшего жесткие правила игры на международной сцене. Речь идет о бывшем госсекретаре США Генри Киссинджере, который как-то сказал: «Контролируя нефть, вы контролируете целые государства; контролируя продовольствие, вы контролируете народ».

Таким образом, экономическая, продовольственная, экологическая безопасность нашей республики также зависит от третьих стран, ставя под угрозу наше суверенное право на реализацию своей же внутренней экономической политики.

Действительно, непонятно, согласуются ли все эти алармистские прогнозы хотя бы с Программой форсированной индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года. Как бы не получилось так, что через двадцать лет нам пришлось бы не инновациями заниматься, а воевать за воду с соседями или, наоборот, идти к ним на поклон, параллельно решая проблему переселения тысячи экологических беженцев, которые будут бежать из новых зон природного бедствия. 

Информационная колония

Отсутствие конкурентоспособных СМИ обрекает Казахстан на информационную периферию, где мы становимся потребителями чужой информации и чужой идеологии.

Специалисты отмечают: «Если государство не сможет войти в мировую информационно-телекоммуникационную систему как самостоятельный игрок, то независимость и суверенитет такого государства окажется под вопросом».

Это стали признавать и на официальном уровне. Например, в 2009 году тогдашний премьер-министр РК Карим Масимов заявил: «При всем уважении к казахстанским СМИ, если посмотреть опросы социологии, 55 % населения живут в российском информационном пространстве, а не в казахстанском».

В 2010 году премьер выразил обеспокоенность негативным влиянием зарубежных сериалов на казахстанскую молодежь.

«Информационное влияние разного рода, в том числе зарубежных сериалов, сильно влияет на молодежь. В частности, в Таразе на совещании по вопросам в правоохранительной сфере говорили, что некоторые сериалы, которые показывают по телевизионным каналам, обладают большим влиянием, чем вся наша пропаганда вместе взятая», - сказал Карим Масимов на заседании по обсуждению проекта государственной программы развития образования на 2011-2020 годы.

В законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», в статье 23, посвященной информационной безопасности, черным по белому написано о недопущении информационной зависимости Казахстана и о предотвращении информационной экспансии и блокады со стороны других государств, организаций и отдельных лиц. Сейчас же наблюдается потеря властью стратегической инициативы в работе с информационным полем.

В результате с общественным сознанием и мнением работают разные неформальные каналы коммуникации: Интернет (миграция граждан в альтернативную информационную реальность, где позиции власти довольно слабые), альтернативные идеологические центры (в том числе радикальные) и слухократия, когда принцип ОБС (одна бабка сказала) сильнее всех официальных СМИ.

А тот, кто не управляет информацией, влияющей на общественное сознание, тот обычно не управляет и своим государством. Как говорится, сначала приходит миссионер, затем - купец, а потом и солдат. Ибо сначала в плен берут умы, затем кошельки, а потом и само государство. Проходят столетия, но жесткие правила игры еще никто не отменял.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить