Как можно искоренить голод к 2030 году

5629

В 2015 году 193 страны собрались в Организации Объединенных Наций и обязались покончить с мировым голодом к 2030 году в рамках «Повестки дня в области устойчивого развития»

ФОТО: pixabay.com

Прошло почти десять лет, но перспективы достижения этой цели не обнадеживают. От правительств и частного сектора требуется одновременное решение глобального продовольственного и экологического кризисов.

В результате конфликтов и изменения климата, а также пандемии COVID-19 и сопутствующего ей глобального экономического кризиса, в последние годы состояние продовольственной безопасности ухудшилось. На сегодняшний момент около 811 миллионов человек страдают от голода, в том числе 132 миллиона человек классифицированы как недоедающие во время пандемии. Еще 3 миллиарда человек слишком бедны, чтобы позволить себе здоровое питание.

Усилия по борьбе с голодом традиционно были сосредоточены на производстве большего количества продуктов питания, но этот способ дорого обходится окружающей среде. Сельское хозяйство истощает 70% мировых запасов пресной воды и 40% земель. Это способствовало почти полному исчезновению около миллиона видов. Производство продуктов питания генерирует 30% мировых выбросов парниковых газов (ПГ) и является основной причиной вырубки лесов в Амазонии.

Таким образом, политики, стремящиеся искоренить голод в настоящее время, сталкиваются с трудной дилеммой: не дать миллиардам людей голодать и сохранить планету. Например, субсидия на удобрения обещает повысить урожайность и уменьшить голод, но она также может привести к чрезмерному использованию азота с последующим разрушением почвы.

Подобным образом животноводческие и рисовые фермы выделяют метан, более мощный парниковый газ, чем углекислый газ. Самый эффективный способ сократить выбросы метана – обложить их налогом. Но это приведет к росту цен на продукты питания, повлияет на их доступность неимущим потребителям и поставит под угрозу средства к существованию фермеров и владельцев ранчо.

Поэтому страны должны установить оптимальный уровень загрязнения окружающей среды, который не снижает продуктивность сельского хозяйства и не подрывает социальное и экономическое благосостояние бедных слоев населения. Нам необходимо решение, которое насытит большинство ртов, не подвергая опасности планету.

Чтобы найти работоспособный план, необходимо комплексно взглянуть на продовольственные системы – это серьезное отклонение от нынешнего разрозненного подхода. Чтобы избежать непредвиденных последствий, важно количественно оценить любые компромиссы с данными. А для претворения в жизнь стратегий, которые основаны на данных, необходимы скоординированные усилия по увеличению государственных и частных инвестиций.

Одно только вмешательство не решит проблему голода. Но исследования показывают, что сочетание ключевых мер по повышению производительности фермерских хозяйств и сокращению продовольственных потерь и пищевых отходов могло бы сократить количество постоянно недоедающих людей в следующем десятилетии на 314 миллионов, а также сделать здоровое питание доступным для 568 миллионов человек. Расширение национальных систем социальной защиты, включая программы школьного питания, может дать к 2030 году доступ к здоровому питанию еще 2,4 миллиарда человек.

Другое исследование показывает, как серия недорогих инициатив может положить конец голоду к 2030 году для 500 миллионов человек, а также ограничить выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве в соответствии с целями «Парижского климатического соглашения» 2015 года. Эти инициативы включают сельскохозяйственные исследования и разработки для более эффективного производства продуктов питания, информационные услуги, которые предоставляют фермерам прогнозы погоды и цены на урожай, программы обучения грамоте для женщин, которые составляют почти половину мелких фермеров в развивающихся странах, и расширение социальной защиты. Этого можно добиться, если богатые страны удвоят свою помощь в области продовольственной безопасности к 2030 году до 26 миллиардов долларов в год, а более бедные страны сохранят свои ежегодные инвестиции в размере 19 миллиардов долларов.

Автоматизация может помочь найти компромисс между производством пищевых продуктов и защитой окружающей среды. Например, «агроботы», напоминающие небольшие сельскохозяйственные машины, могут определять и удалять сорняки. Поскольку роботы не используют дорогие химические гербициды, они на 90% могут снизить затраты на прополку и защитить почву от потенциально вредных химикатов. Аналогичным образом, искусственный интеллект и облачные решения могут обнаруживать зараженные вредителями районы с помощью изображений с дронов. Собранные данные могут помочь фермерам принять решение об орошении, посеве и внесении удобрений, а также указать лучшее время года для продажи определенного урожая.

Чтобы сделать эти высокотехнологичные системы точного земледелия доступными по более низким ценам, особенно для мелких фермеров, правительства должны работать совместно с частным сектором. Хорошая новость заключается в том, что частные фирмы все больше стремятся содействовать экологической устойчивости, в том числе с помощью схем «смешанного финансирования», которые сочетают первоначальные инвестиции со стороны правительств или многосторонних финансовых учреждений с последующим коммерческим финансированием. Такой подход может способствовать эффективному снижению рисков в области частного финансирования и стимуляции инвестиций в улучшение продовольственных систем.

К примеру, правительства США и Нидерландов кооперировались с немецкой кофейной компанией Neumann Kaffee Gruppe и тремя европейскими банками, чтобы предоставить ссуду в размере 25 миллионов долларов мелким фермерам в Колумбии, Кении, Гондурасе, Индии, Индонезии, Мексике, Перу и Уганде для устойчивого производства кофе. Причем, банки сначала отклонили это предложение, потому что мелкие фермеры обычно не имеют доступа к финансовым услугам и, следовательно, не могут доказать свою кредитоспособность, что делает их группой высокого риска для коммерческих кредиторов. Но после того как правительство Нидерландов и Neumann Kaffee Gruppe согласились покрыть первые 10% убытков, а правительство США в случае неудачи – принять на себя 40% оставшихся убытков, банки присоединились к схеме.

Критики будут утверждать, что отдельные страны должны нести ответственность за обращение вспять тенденции роста голода с помощью внутренней политики. Это не лишено оснований, но с другими проблемами, такими как выбросы парниковых газов, страна или регион не справится в одиночку – их необходимо решать и финансировать глобально.

Люди не должны голодать во имя спасения планеты, и в то же время нельзя накормить всех людей ценой разрушения экологии. Если правительства будут действовать сообща, еще можно успеть искоренить голод к 2030 году.

Максимо Тореро, главный экономист продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН

© Project Syndicate 1995–2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить