Экс-президент Турции: Что будет с Ближним Востоком в 2017

15174

Абдулла Гюль рассуждает о мирной повестке дня в самом "горячем" регионе планеты

Иллюстрация: © Depositphotos.com/Prazisss

В 2016 конфликты на Ближнем Востоке продолжали шириться, не ограничиваясь более израильско-палестинской проблемой, которая так долго доминировала в региональной политике. Четыре ключевые страны – Ирак, Ливия, Сирия и Йемен – вступают в 2017, разрываемые гражданскими войнами.

Данные конфликты прямо и косвенно влияют на остальной мир, экспортируя терроризм и беженцев, а именно эта продукция способствует подъёму популизма и авторитаризма на Западе, которого не избежала практически ни одна страна. В наступающем году мир столкнётся с острейшей необходимостью начать, наконец, урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и обуздание их опасных побочных последствий.

Прежде всего, важным приоритетом должно стать возобновление израильско-палестинского мирного процесса. В последние годы этот конфликт привлекает меньше внимания, чем раньше, однако это не означает, что уменьшилась важность прекращения оккупации палестинских территорий – и сопутствующего ей гуманитарного кризиса.

Согласованное урегулирование, основанное на чётких условиях и поддержанное ООН, Евросоюзом и всем международным сообществом, позволит гарантировать безопасность Израиля и нормализовать его отношения со странами региона, в первую очередь, с арабскими соседями. Тем самым, появится шанс для развития регионального и глобального сотрудничества и одновременно для восстановления столь необходимого авторитета всей международной системы.

Мы можем лишь надеяться, что новый президент Дональд Трамп возобновит мирные усилия США, и что его предвыборные заявления по поводу Палестины и статуса Иерусалима не были реальными политическими предложениями. Нужно отдать должное Франции, которая демонстрирует интерес к возобновлению мирного процесса, несмотря на то, что эта страна стала жертвой терактов, организованных Исламским государством. Россия также недавно попыталась усадить лидеров Израиля и Палестины за стол переговоров в Москве, несмотря на свою поддержку сирийского президента Башара Асада в гражданской войне, которая идёт в этой стране.

Последние инициативы всех этих стран означают, что международное сообщество с нетерпением ожидает урегулирования старейшего конфликта на Ближнем Востоке, с тем чтобы обуздать волну терроризма и другие глобальные проблемы, исходящие из региона. Для достижения прогресса в этом мирном процессе в 2017 международному сообществу следует поддержать «Арабскую мирную инициативу» (АМИ), с которой покойный король Саудовской Аравии Абдалла выступил в 2002. Эту инициативу уже благосклонно приняли все стороны конфликта, и одобрила Лига арабских государств.

Что касается Ирака, Ливии, Сирии и Йемена, то международному сообществу необходимо продолжать координацию совместных военных действий против баз террористов в каждой из этих стран. Однако для урегулирования конфликтов потребуются политические решения. Уже высказывались предложения о территориальном разделе этих государств, но их нельзя реализовать, пока с ними не согласятся все стороны. Кроме того, далеко не очевидно, что создавать новые государства будет легче, чем пытаться сохранить существующие.

Иностранные посредники и безответственные бывшие лидеры стран Ближнего Востока открыли ящик Пандоры в регионе, начав с войны в Ираке. Из этой катастрофы мир должен выучить один урок: раскалывание государств может иметь далеко идущие, непредсказуемые геополитические последствия. Определённые группировки в Ираке и Сирии стали набирать силу благодаря вакууму власти в этих странах; они преследуют максималистские цели, которые будут лишь сильнее возбуждать реваншизм и ирредентизм в регионе. Любое решение, вынуждающее народ отдать территории или ресурсы, которые они считают часть своего государственного наследия, может лишь ухудшить и без того плохую ситуацию.

Продолжающиеся прокси-войны в Ираке, Ливии, Сирии и Йемене нередко характеризуют как религиозный конфликт между суннитами и шиитами. Однако главной причиной, лежащей в основе религиозного противостояния, является недоверие между Ираном и Саудовской Аравией. Урегулирование разногласий между этими двумя региональными державами окажет позитивное влияние на многие локальные распри в регионе.

Религиозные конфликты следует, тем самым, урегулировать с помощью политических усилий на высоком уровне, опираясь на модели примирения, подобные «Инициативе исламского сближения». Турция и Казахстан выступили с этой инициативой в апреле 2016 на XIII саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле. Да, конечно, отношения между Ираном и Саудовской Аравией напряжены, но в прошлом эти две страны соглашались по многим вопросам, при этом исторических примеров мирного сосуществования шиитов и суннитов предостаточно.

Без амбициозного стремления к сближению гражданские войны и терроризм будут и дальше вызывать колоссальные разрушения на Ближнем Востоке. Торговля, промышленность и транспорт практически остановились на большей части Ирака, Ливии и Йемена, что наносит вред экономике региона в целом. В новом докладе Международного валютного фонда описывается, как вооружённые конфликты мешают росту экономики и провоцируют рост инфляции в странах региона; МВФ предупреждает, что, хотя масштабы этого ущерба можно уменьшить с помощью ряда мер, иной «серебряной пули», кроме как покончить с насилием, не существует.

Конфликты на Ближнем Востоке не просто ведут к разрушению экономической инфраструктуры и промышленных объектов. Они уничтожают системы здравоохранения и образования, объекты культурного наследия и многие социальные институты. По данным тревожного доклада ЮНИСЕФ, миллионы перемещённых детей и молодых людей лишены образования и работы; в результате, они могут навсегда остаться безработными, что грозит неописуемыми экономическими и социальными издержками в будущем.

В наступающем году любым успешным попыткам покончить с ближневосточными конфликтами должны сопутствовать крупномасштабные проекты по восстановлению стран региона (образцом для них может стать план Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны), чтобы не дать им скатиться обратно в состояние войны. При этом региональные политики-реформаторы должны сделать приоритетом в своих программах такие принципы, как защита прав человека, верховенство закона, прозрачность, качественное госуправление. В 2017 странам, которым удалось избежать вооружённых конфликтов, предстоит и далее беречь свою сравнительную стабильности, с тем чтобы иметь возможность помогать восстанавливать стабильность во всём регионе.

Copyright Project Syndicate ©. Перепечатка материала запрещена правообладателем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить