Экономика доброй воли

Казахстан по уровню развития национальной экономики имеет все возможности для достижения высоких результатов

Фото: .islamdag.ru

Задача повышения эффективности человеческого капитала особенно остро стоит в Казахстане, который обладает небольшим населением всего в 18 млн человек, из которых трудоспособными, а значит непосредственными производителями ВНП, потенциально являются только около 9 млн.

Следует отметить, что одну треть трудоспособного населения, то есть около 3 млн, составляют «самозанятые», которые не включены в полном объеме в реальную экономику республики, вследствие чего их вклад в размер ВНП можно считать условным. В их число можно уверенно отнести большой процент людей вынужденных растрачивать на каждодневную рутинную работу в быту время и свой интеллектуальный и физический потенциал.

Это огромный резерв созидательной энергии, которому необходимо дать возможность раскрыться и работать на благо нашего общества.

Цель социальной модернизации - это улучшение качества жизни людей. Качество жизни это понятие обозначающее оценку набора условий и характеристик жизни человека и включает, среди прочих, такой фактор как бытовой комфорт, важность которого сильно недооценена.

Бытовой комфорт имеет огромное значение, т.к. оказывает большое влияние на общее состояние человека: его настроение, самочувствие, работоспособность и многое другое. Уютное и удобное жилье способствует лучшему расслаблению и отдыху, создает благоприятный эмоциональный климат, дарит важное чувство удовлетворенности собственной жизнью и уверенности в завтрашнем дне, а также оказывает самое непосредственное влияние на уровень творческой активности, энтузиазм, работоспособность и поведение людей в социуме.

Кроме того, большое значение имеет уровень автоматизации бытовых процессов. Чем он выше, тем меньше времени затрачивает человек на обдумывание организации домашнего хозяйства и его ведение, а значит, может направить сэкономленное время, физическую силу и свой мыслительный процесс на решение других жизненно важных задач.

Таким образом, создание благоприятных условий проживания для казахстанцев, а также повышение уровня автоматизации бытовых процессов домашнего хозяйства способны не только поднять качество жизни людей, но и увеличить производительность населения, оказывая положительное влияние как на социальную, так и экономическую обстановку по стране в целом.

Исходя из этого, можно утверждать, что залогом успешной реализации идеи создания благоприятных условий для самостоятельного улучшения качества жизни и побуждения населения к трудовой, творческой и общественной активности, представленной в программе социальной модернизации, может стать обеспечение легкой доступности средств улучшения бытовых условий для казахстанцев.

Опираясь на естественное стремление человека к улучшению качества собственной жизни, необходимо добиться создания благоприятных условий для роста спроса на мебель, бытовую технику и др. со стороны людей, факторами зарождения которого, наряду с естественной необходимостью, являются высокая покупательская способность населения и невысокая цена за качественный продукт, достижение которых требует выполнения следующих условий:

- создание в рамках программы социальной модернизации специальных условий кредитования для обеспечения большей доступности покупок для всех слоев населения страны. Наличие такой важной для семейного бюджета возможности, как покупка в рассрочку увеличивает покупательскую способность населения и расширяет аудиторию потенциальных потребителей;

- стимулирование развития массового производства бытовой техники, мебели и др. с использованием казахстанских сырьевых ресурсов и постепенное создание сопутствующих производств с максимальной локализацией на территории республики. Это приведет не только к гарантированному снижению стоимости продукции, но также созданию большого количества рабочих мест и росту доходов граждан республики, что в свою очередь увеличит платежеспособность населения и позволит вовлечь в процесс модернизации страны большее количество людей.

Для создания специальных условий кредитования государство может воспользоваться уже имеющимся успешным опытом финансовой поддержки отечественного автопрома, результатом которого стал рост доли продаж авто казахстанского производства и был выявлен повышенный интерес к льготному кредитованию со стороны населения.

Льготное кредитование для покупки средств улучшения бытовых условий положительно повлияет на рост спроса со стороны населения и создаст стимулирующие условия производителям для расширения производства и увеличения объема выпускаемой продукции с целью удовлетворения растущего рынка. Кроме того, условие приобретения посредством кредита увеличит долю розничного кредитования, повысит доверие населения к банкам и привнесет дополнительный эффект банковской системе в виде популяризации культуры кредитования.

Следует отметить, что эффективность использования револьверного принципа будет на порядок выше из-за меньших сумм и более короткого срока кредита.

Для удовлетворения растущей потребности в средствах улучшения бытовых условий существуют заинтересованные в расширении присутствия и освоении рынка на территории Казахстана и средней Азии компании, уже успешно работающие на территории нашей республики и за ее пределами. Они ежегодно инвестируют огромные средства на развитие, обладают необходимым опытом, технологиями и ресурсами. Стратегии развития компаний соответствуют идее социальной модернизации и ориентированы на улучшение жизни людей.

Например, роль производителя бытовой техники идеально подходит южно-корейской компании LG, которая уже много лет успешно работает в республике и имеет собственный сборочный завод. Инвестиции компании только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки ежегодно составляют около $5 млрд. Кроме прямых выгод в виде получения дохода от реализации, участие в программе социальной модернизации предоставит компании возможность стать по-настоящему народной и полюбиться всем казахстанцам.

В качестве производителя мебели можно заинтересовать компанию IKEA, которая очень активно развивается в России, открыв 14 магазинов, четыре производственные площадки, в том числе новую мебельную фабрику стоимостью €100 млн и вкладывает в расширение своего присутствия значительные средства. Компания планирует инвестировать в развитие бизнеса в России до 2020 года $2,3 млрд. Город с населением свыше 500 тыс. человек рассматривается компанией как площадка для открытия своего торгового центра. Тепличные условия вхождения на рынок Казахстана позволят компании закрепиться в среднеазиатском регионе и приблизиться к таким развивающимся рынкам как Иран, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан.

На фоне банков второго уровня хочется выделить Каспи-банк, который построил одну из самых больших филиальных сетей, выдал 1,5 млн потребительских кредитов и накопил огромный опыт работы с населением, которым мог бы поделиться.

Необходимо подчеркнуть, что участие в программе социально-экономической модернизации страны будет очень выгодно самим компаниям и кроме прямого дохода с продаж принесет им огромные имиджевые и репутационные дивиденды по всему миру.

Рассмотрим предполагаемые позитивные изменения в стране на примере наличия в каждой казахстанской семье такой полезной и пока малодоступной в виду относительной дороговизны бытовой техники как посудомоечная машина.

Люди. Появление такой техники в семье имеет только плюсы. Как правило, в современных семьях ведением домашнего хозяйства занимаются женщины, но их роль этим не ограничивается. Перед хранительницей очага стоит множество кратко- и долгосрочных задач и чем меньше времени требует быт, тем больше его остается на такие важные аспекты жизни как воспитание, образование и культурное развитие детей, здоровье всех членов семьи, создание благоприятной атмосферы, организацию здорового питания, генерирование идей, самореализацию и многое другое.

Время, сэкономленное на мытье посуды, благоприятно повлияет на: улучшение «погоды в доме», укрепление семейных уз, настроение и самочувствие всех членов семьи, их психическую устойчивость, повышение успеваемости детей, их разностороннее развитие, что положительно скажется на повышении уровня общей образованности новых поколений казахстанцев, общую удовлетворенность населения своей жизнью и многое другое.

Экономика. Массовое производство доступной бытовой техники и мебели, а также расширение розничного банковского сектора будут иметь положительный мультипликативный эффект и раскроют огромные нереализованные резервы и возможности национальной экономики, что приведет к весомым позитивным улучшениям, таким как:

- создание производств бытовой техники, бытовой химии и специальной посуды;

- создание малых предприятий по обслуживанию и ремонту бытовой техники;

- создание производственно-обслуживающего кластера на территории всей страны;

- расширение торговых площадок казахстанских ретейлеров;

- создание рабочих мест в сфере производства, услуг и финансовом секторе;

- увеличение конкурентоспособности казахстанских товаров;

- увеличение отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор;

- активизация и расширение объема банковского сектора;

- приобщение населения к кредитованию;

- укрепление национальной валюты;

- усиление позиций национальной экономики в мире и многое другое.

Государство. Выступая инициатором и главной движущей силой процесса социальной модернизации, активно развивая социальное партнерство и создавая условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, государство добьется многих положительных изменений, таких как:

- форсирование индустриально-инновационного развития;

- ускорение экономического роста;

- ускорение социального прогресса;

- вывод из «тени» и вовлечение самозанятого населения в реальную экономику;

- снижение безработицы;

- усиление чувства сплоченности граждан и патриотизма;

- улучшение гендерного равновесия;

- создание конкурентоспособного и сильного общества всеобщего труда;

- увеличение налоговых поступлений;

- оздоровление банковской системы;

- повышение экономической грамотности населения;

- рост количества социально и экономически активного населения;

- повышение уровня валового национального счастья.

Казахстан по уровню развития национальной экономики имеет все возможности для достижения таких результатов - обширная сырьевая база и хороший инвестиционный климат, уже существующие производства на территории республики и заинтересованные в среднеазиатском регионе инвесторы, всесторонняя поддержка государства и миллионы людей, готовых работать на благо семьи и общества в целом.

Для проведения успешной модернизации необходимо лишь выполнение самого важного условия, смысл которого заключен в высказывании президента РК Н.А. Назарбаева: «Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан».

Выражая свою заботу о людях и намечая направление развития нашей республики, в своем послании глава государства указывает на важность развития социальной сферы нашей республики в тесной связи с развитием экономики как на следующий шаг в поступательном движении нашего общества к всеобщему благополучию. Указывая на несостоятельность концепции потребительского общества и необходимость появления конструктивной альтернативы, глава государства призывает всех, от простых людей до государственных служащих и бизнесменов выразить свое доброе пожелание делом – принять самое непосредственное участие в построении экономики нового типа, основанной на идее социализации экономики и общества всеобщего труда - экономики доброй воли.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

, к.т.н., бизнес-консультант

 

Статистика

5104
просмотра
 
 
Загрузка...