Доводы в пользу открытости данных о земельных ресурсах

6637

СИЭТЛ – В прошлом месяце бывший член зимбабвийского кабинета министров был арестован за незаконную продажу участков государственной земли

ФОТО: pixabay.com

Несколькими днями ранее малазийский суд признал бывшего председателя государственного агентства по развитию земельных ресурсов виновным в коррупции. А в январе правительство Эстонии дискредитировало себя коррупционными сделками с недвижимостью. Все эти недавние события привлекли внимание к растущей, но игнорируемой угрозе коррупции в сфере земельных ресурсов.

Такая коррупция может процветать в странах, не справляющихся с повышенным спросом на землю, который сопровождает экономический рост и рост населения. Система контроля над земельными ресурсами в этих странах – институты, политика, правила и земельные кадастры для управления правами на землю и ее использованием – недостаточно развиты, что подрывает безопасность земельных прав граждан и делает возможным тайный захват земель людьми с хорошими связями.

Например, в Гане правительство ведет земельный учет лишь около 2% действующих в настоящее время ферм; права собственности на оставшуюся часть в значительной степени не имеют документальных подтверждений. В Индии такие записи из земельных кадастров до недавнего времени часто хранились неорганизованными стопками в государственных учреждениях.

В таких условиях коррупция становится относительно легкой и прибыльной. В конце концов, когда ведение документации отсутствует или производится хаотично, кто может с уверенностью определить законного владельца земельного участка? Как отмечали в своем отчете продовольственная и сельскохозяйственная организации Объединенных Наций и Transparency International десять лет назад, «в местах с неэффективным управлением земельными ресурсами зачастую процветает высокий уровень коррупции». Эта коррупция «широко распространена и не имеет эффективных средств контроля».

Во всем мире каждый пятый человек сообщает, что давал взятку за доступ к земельным услугам. В Африке двое из трех человек считают, что у богатых есть возможность давать взятки или использовать свои связи для захвата земли. Неопределенность в отношении прав на землю также может влиять на жилищную безопасность – согласно опросам, около миллиарда человек во всем мире ожидают, что их заставят покинуть свои дома в течение следующих пяти лет.

Неизбежно больше всего страдают маргинализованные и уязвимые слои населения, будь то вдовы, изгнанные из своих домов спекулянтами, или целые общины, подвергшиеся принудительному выселению застройщиками. Слабые права на землю и коррупция также разжигают конфликты внутри сообществ, например в Кении, где политические партии обещают своим сторонникам уже занятые земли в попытке получить голоса.

Но есть основания для надежды. Продолжающаяся революция в информационных и коммуникационных технологиях предоставляет беспрецедентные возможности для оцифровки и повышения прозрачности земельных кадастров. Это позволит прояснить земельные права сотен миллионов людей во всем мире и ограничить возможности для коррупции.

Надежные права на землю, поддерживаемые сильными учреждениями, не только укрепляют жилищную безопасность, но и улучшают экономические перспективы стран, позволяя людям с уверенностью вкладывать средства в землю и бизнес, давая компаниям и частным лицам возможность использовать землю в качестве залога для получения доступа к кредитам. Более того, защищенные права позволяют правительствам увеличивать доходы за счет сбора налогов на собственность. А когда земельные записи легко доступны для проверки, правительства могут быть привлечены к ответственности, права владения и пользования легче поддаются защите, а земельные рынки становятся более справедливыми и динамичными.

Учитывая преимущества открытых и доступных цифровых земельных кадастров, неудивительно, что многие страны, включая ИндиюБангладешШри-Ланку и Маврикий, в настоящее время оцифровывают свои записи в кадастры или недавно завершили этот процесс. Другие правительства, стремящиеся снизить коррупцию и сделать развитие более инклюзивным, могут взять на вооружение четыре рекомендации, представленные в новом отчете немецкого агентства по вопросам развития GIZ и соответствующего вебинара Land Portal, которые охватывают вопросы документирования, оцифровки и открытия собственных записей в кадастрах.

Во-первых, перед оцифровкой существующие кадатры собственности должны быть проверены и обновлены. Оцифровка неточных или неполных бумажных кадастров, которые существуют во многих местах, приведет лишь к усугублению проблемы.

Директивным органам также следует обеспечить активное участие в данном процессе женщин и различных уязвимых групп. В то время как система, которая хорошо работает для уязвимых групп людей, будет работать и для тех, кто обладает хорошими связями, в обратном случае такая закономерность часто не прослеживается. Эти уязвимые группы должны играть активную роль не только в сборе данных (для создания доверия и участия), но также в создании и развитии самой системы учета земель.

Кроме того, для повышения прозрачности и борьбы с коррупцией данные о земле должны быть открытыми по умолчанию. Любые исключения необходимо четко обосновывать с точки зрения необходимости для защиты уязвимых. И хотя такой подход может быть рискованным, этими рисками можно управлять, например сделав имена уязвимых владельцев доступными только для государственных чиновников выше определенного ранга.

Наконец, системы должны соответствовать назначению и контексту. Сами по себе существующие технологические возможности не должны навязывать проекты открытых систем данных о земельных ресурсах. Вместо этого правительствам следует определить свои цели и приоритеты, а затем создать открытую систему данных о земельных ресурсах, которая будет удовлетворять выявленным потребностям. Также важно понимать, что контекст имеет значение: то, что работает в одних условиях, может не работать в других.

Безусловно, открытые системы данных о земельных ресурсах не являются исчерпывающим универсальным решением. Они не гарантируют ни прозрачности, ни подотчетности. Но дальновидным правительствам следует использовать эти системы в качестве важнейшего инструмента в процессе искоренения коррупции и защиты земельных прав всех членов общества.

Тим Ханстад – генеральный директор Chandler Foundation, соучередитель Landesa и лауреат премии Skoll Social Entrepreneur

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить