Досым Сатпаев: В Казахстане формируется новое «потерянное поколение»

В последнее время все больше стали говорить о бедности в Казахстане, которую до эпидемии коронавируса (приведшей к росту безработицы и к падению уровня доходов у многих казахстанцев) не считали серьезной проблемой. Но сейчас не просто бедность, а рост детской бедности является одной из самых серьезных угроз для национальной безопасности и для будущего страны

ФОТО: Пресс-служба акимата Нур-Султана

Слепая зона

По официальным данным, в стране насчитывается около 1 миллиона бедных людей, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума. При этом данные цифры, как всегда, далеки от реальности. Причина проста: властям невыгодно озвучивать реальные цифры по бедности по разным причинам. Чем больше бедных в стране, тем больше потребуется увеличивать социальные расходы на поддержку уязвимых слоев населения. На это наши чиновники всегда идут неохотно. К тому же официальное признание роста количества бедных людей в Казахстане негативно бьет по репутации страны, которую наши власти все еще продолжают рекламировать в качестве потенциального кандидата в список 30 развитых стран мира, хотя эпидемия коронавируса прошлого года обнулила наши мифические достижения во многих сферах.

Но эквилибристика цифрами – любимая забава казахстанских чиновников в королевстве кривых зеркал. В итоге реальный уровень бедности в Казахстане для нашей власти всегда находился в «слепой зоне». Хотя есть и другие цифры. Во Всемирном банке считают, что уровень бедности в Казахстане может вырасти до 12-14%. В результате количество бедных может составить больше 2 млн человек.

Но дьявол кроется в деталях. А точнее – в цифрах. Казахстан в рейтингах Всемирного банка относится к странам с уровнем дохода ниже среднего. Это значит, что по этой методике черта бедности в Казахстане, по расчетам Всемирного банка, составляет $5,5 в день, это чуть больше 70 000 тенге в месяц. То есть тот, кто зарабатывает в Казахстане меньше 70 000 в месяц, по методикам Всемирного банка уже является бедным человеком. А вот по логике нашей власти и официальной казахстанской методике бедным является лишь тот, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, то есть ниже 34 302 тенге в месяц.

По этой абсурдной логике если ты получаешь все те же 42 500 тенге в месяц, то бедным не являешься, так как это равняется минимальной заработной плате. А уж если получаешь 70 000 тенге в месяц, то с точки зрения чиновников можешь считать, что твоя жизнь удалась.

Вполне возможно, что властям также выгодно иметь низкий показатель прожиточного минимума, так как именно от него отталкиваются при разработке и реализации различных социальных программ и выплат.

Неудивительно, что довольно часто звучали призывы заставить всех наших министров, акимов и депутатов хотя бы несколько месяцев пожить на минимальную заработную плату или с той самой потребительской корзиной, которую они сами одобрили, но которая не удовлетворяет реальных потребностей среднестатистического казахстанца. По мнению экспертов, в эту корзину входит всего чуть больше 40 продуктов, хотя научно обоснованные физиологические нормы потребления продуктов питания включают минимум 65 продуктов. Поэтому уже давно звучат предложения привести состав потребительской корзины в соответствие с реальными физиологическими потребностями человека.

Кроме этого, при определении уровня бедности некоторые эксперты также предлагают учитывать, сколько люди тратят денег не только на еду, одежду и коммунальные услуги, но также на образование, здравоохранение и отдых. Хотя не секрет, что многие казахстанцы все больше денег тратят на продовольствие, которое постоянно дорожает. И рацион значительного количества людей состоит в основном из макарон, хлеба и чая.

Кстати, в европейских странах в потребительскую корзину входит от 250 до 300 видов продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Более того, в некоторых европейских странах в потребительскую корзину входят даже расходы на отдых!

Но особенностью Европы является то, что там доминирует средний класс и принципы социально ориентированного государства. У нас же больше 70% граждан Казахстана – либо социально уязвимые слои населения, либо протосредний класс, который находится между средним классом и малоимущими. Поэтому кое-кто уже подсчитал, что величина прожиточного минимума в Казахстане должна составлять минимум 100 тыс. тенге, чтобы человек мог удовлетворить свои минимальные физиологические потребности с точки зрения покупки продовольственных и непродовольственных товаров. И сюда даже не включены расходы на образование, а также расходы на секции и кружки для детей, особенно если речь идет о многодетных семьях.

Бедность по наследству

Анализ Всемирного банка показывает, что в группе самых бедных преобладают именно многодетные семьи. Такая же ситуация наблюдается и в Казахстане, где существует столь серьезная проблема, как детская бедность, которую на официальном уровне стараются часто обходить вниманием. Но, как отмечает казахстанский эксперт, учредитель Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова, из 6 миллионов детей в Казахстане около 1 миллиона проживает в бедных семьях. А это уже катастрофа общенационального масштаба, ведь бедность может передаваться по наследству и многим детям тяжело будет выбраться из замкнутого круга.

После развала СССР Казахстан уже столкнулся с таким явлением, как потерянное поколение, когда многие молодые люди превратились в социальных аутсайдеров, влились в ряды маргиналов либо ушли в криминальные или экстремистские организации.

Пандемия коронавируса, которая провоцирует рост безработицы и бедности, грозит появлением нового «потерянного поколения» из числа тех детей, которые уже стали заложниками бедности своих родителей. Ведь бедность порождает такие страшные последствия, как рост самоубийств, преступности, наркомании, рост социальной напряженности и конфликтов.

Бедность подрывает здоровье, работоспособность, демографический, образовательный и научно-культурный потенциал нации. Все это говорит о том, что необходимо признать детскую бедность в Казахстане одной из важных проблем, а ее решение - одной из стратегических задач государства в ближайшие годы. Понятно, что решение этой проблемы требует более эффективной борьбы с безработицей и повышения уровня жизни родителей.

 Но при этом игнорируется то, что бедность в сознании ребенка формируется не только за счет низкого уровня доходов его родителей, но также за счет комплекса неполноценности, связанного с ограниченным доступом ко многим услугам, которые имеют его сверстники из более обеспеченных семей. В том числе к образовательным услугам.

Образовательная сегрегация

В основе бедности часто лежит не просто неравный доступ к образованию, а неравный доступ к качественному образованию.

Понятно, что в условиях Казахстана жертвой кризиса национальной системы образования становится большинство казахстанских детей, не только из бедных семей. Неудивительно, что в начале 2020 года Казахстан занял 70 место из 73 в рейтинге лучших стран для образования. Мы оказались где-то между Ливаном и Мьянмой.

В пятерку лучших вошли США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, куда наша молодежь в поисках качественного образования пытается уехать учиться за границу, чтобы там же пытаться остаться. Кстати, этот рейтинг составлялся на основе глобального опроса, где учитывались баллы по трем ключевым параметрам:

- наличие хорошо развитой системы государственного образования;

- планы жителей страны получить высшее образование;

- уверенность в том, что страна обеспечивает высокое качество образования.

 А в рейтинге лучших стран для воспитания детей, согласно международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, Казахстан занял последнее 73 место, что говорит о снижении математической, естественно-научной и читательской грамотности школьников 15-летнего возраста. Все это – результат многочисленных бестолковых образовательных реформ, которые затевает каждый новый министр образования. Но от этих реформ качество образования только падает. Все это – результат некачественных учебников, на которые тратятся деньги налогоплательщиков. Все это также – результат коррупции в учебных заведениях.

И еще. Образование будет в кризисном состоянии в той стране, где учителя не имеют высокого социального статуса и высоких зарплат, а в результате преподавательской деятельностью часто занимаются те, кто не может и не хочет учить наших детей. Им просто нужна работа. Поэтому те, кто может себе позволить, ищут своим детям репетиторов, отдают их в частные школы, водят в спортивные секции или кружки. Таким образом, в стране создано два образовательных измерения. Одно – для чиновников из Министерства образования, которые рассматривают образование как сферу своей бюрократической власти и глупых экспериментов, где важен сам процесс, а не результат. Второе измерение – для тех родителей с кошельками, которые пытаются создать для своих детей более качественную альтернативную образовательную вселенную.

В результате разные искусственные социальные потолки в сочетании с имущественным расслоением населения породили образовательную сегрегацию на трех уровнях, что в первую очередь бьет по детям из бедных семей, особенно в сельской местности.

Первый уровень - между качеством образования в регионах и в крупных мегаполисах, что часто напоминает выбор между «очень плохим» и «плохим». Хотя равный доступ к качественному образованию должен быть во всех регионах Казахстана, а это ведет к решению другой проблемы - выравниванию социально-экономических диспропорций между разными регионами страны за счет повышения их экономического благосостояния.

Второй уровень - между низкокачественным средним бесплатным школьным образованием и более качественным частным образованием, которое могут позволить немногие казахстанские семьи.

Третий уровень - между низкокачественным и далеко не бесплатным высшим образованием внутри страны и более качественным зарубежным образованием, которое также могут позволить себе не все.

Таким образом, без ликвидации территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к качественному образованию и к культурным ценностям, в том числе в рамках дистанционного обучения, появление в стране необразованного «потерянного поколения» становится неизбежным. Хотя доступ к бесплатному качественному образованию не должен зависеть от того, где ты родился: в городе или в ауле, в богатой или бедной семье. Именно поэтому одним из важных дополнительных инструментов борьбы с психологией бедности у детей в малоимущих семьях в Казахстане должно быть создание за счет государства широкой инфраструктуры бесплатных детских творческих, научно-технических и других образовательных кружков, а также спортивных секций во всех регионах страны. Детям из бедных семей надо дать уверенность в себе и шанс на более качественное будущее уже сейчас, а не когда повысится благосостояние их родителей, что может занять длительный период или даже не произойдет никогда по тем или иным причинам.

Крайне важно расширить доступ детей из бедных семей не просто к бесплатным, а к качественным образовательным и медицинским услугам. Ведь мировой опыт уже давно подтвердил жесткий вердикт: низкий уровень образования и хронические болезни по причине плохих условий жизни часто обрекают людей на низкие доходы в будущем и на ограниченные возможности для достижения профессиональных успехов.

Кстати, не стоит забывать, что уже к 2025 году, по мнению экспертов, на казахстанский рынок труда придет более 250 000 новых молодых трудовых кадров, в том числе из бедных семей. Но неизвестно, может ли выплеснуться накопившееся социальное разочарование и недовольство тех, кто не найдет на этом рынке своего места. «Арабская весна» уже показала один из вариантов развития ситуации, когда часть молодежи, посчитав себя «потерянным поколением», пришла к выводу, что ей уже нечего терять, чтобы без страха бросить вызов системе и начать что-то серьезно менять.

«Нужда среди богатства»

В основе бедности могут лежать разные причины. Чаще всего любят ссылаться на кризисы, социально-экономические проблемы или психологию бедности. Но ведь есть еще и политические причины. Помню, в 90-е власть часто говорила о том, что Казахстан с его нефтегазовыми и прочими ресурсами – это новый Кувейт или Бахрейн, что у всех граждан страны будет такой же высокий уровень жизни, как во многих государствах Персидского залива. Но этого не произошло. Потому что у нас часто путали государственные карманы со своими. В результате миллиарды долларов шли не на развитие страны, а в офшоры. И все это происходит по причине того, что в стране так и не созданы эффективные системы общественного контроля над распределением ресурсов.

Конечно, власти любят говорить об иждивенческих настроениях в обществе, не желая признать, что в стране такое большое количество бедных, малоимущих и социально уязвимых слоев населения, в том числе – в результате неэффективной социально-экономической политики, так как в самой власти иждивенцев немало, а то, что они делают на своих государственных должностях, часто врагу не пожелаешь. Надо честно признать, что бедность в Казахстане – это часто результат отсутствия социальной справедливости и общественного контроля над государственными доходами и расходами. В результате, как говорил Сенека, самый тягостный вид бедности - нужда среди богатства. Казахстан – страна не бедная. Но она богатая не для всех, а лишь для тех, кто ближе к кормушке. В итоге неравенство в распределении ресурсов также создает системную бедность.

Справедливое распределение доходов возможно при наличии нового более справедливого общественного договора между властью и обществом. В этом случае первые отчитываются и несут ответственность за проводимую политику перед вторыми, в том числе ведя системную борьбу с коррупцией. И эта борьба нужна не только потому, что коррупция сводит на нет любые попытки сделать социально-экономическую политику в стране эффективной, но и потому, что коррупция убивает веру в справедливость.

 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
150061 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
17 октября родились
Михаил Ломтадзе
председатель правления АО «Kaspi.kz»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить