Досым Сатпаев: Чего Казахстану ждать от Трампа в Белом доме?

25043

Эксперт рассуждает о том, что будет со Средней Азией, Америкой и миром, когда примет присягу 45-й президент США

Фото: © Depositphotos.com/lightscribe

В противоположность России, которая делала ставку на победу Дональда Трампа, Казахстан традиционно спокойно относился к нынешней избирательной кампании в США, так как у Акорды большой опыт сотрудничества как с американскими республиканцами, так и с демократами. В конечном счете, в Астане всегда исходили из того, что и те, и другие могут сменять друг друга в Белом доме, в то время как американский нефтегазовый бизнес в Казахстане (имеющий сильных лоббистов как среди республиканцев, так и демократов), пока все еще присутствует в республике. И этот фактор сотрудничества Астаны и Вашингтона в течение долгого времени был и остается одним из ключевых. Хотя, с точки зрения американской внешней политики Казахстан интересен лишь как один из важных игроков (наряду с Узбекистаном), но только в рамках Центральной Азии. На глобальной же сцене наша республика не в приоритете у Белого дома. Поэтому ожидать прямого и быстрого политического влияния нового американского президента на Казахстан не стоит.

Хотя есть один нюанс. Нынешняя избирательная кампания в США все-таки проходила на фоне несколько иной геополитической обстановки на постсоветском пространстве, чем это было, например, несколько лет назад, во время предвыборной кампании того же Барака Обамы. Так, нынешние выборы проходили после событий на Украине. После создания Евразийского экономического союза. После начала новой «холодной войны», а также экономических санкций между Россией и Западом. Именно поэтому в избирательных внешнеполитических программах двух кандидатов в президенты США именно России отводилось особое место. Поэтому победа Дональда Трампа гипотетически может повлиять на Казахстан, хоть и не напрямую, а косвенно, через нашу тесную привязку к России, как в рамках ЕАЭС, так и через ОДКБ.

Если Хиллари Клинтон не скрывала своего негативного отношения к тому же ЕАЭС, называя его реинкарнацией Советского Союза, то Россия, рассчитывая на победу республиканского «слона» в лице Дональда Трампа, надеется на быструю отмену американских экономических санкций в рамках провозглашенной Трампом политики «внешнеполитического реализма». Спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин уже заявил, что после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США Россия хочет наладить более конструктивный диалог с Америкой. Кремль явно воодушевили слова Трампа, которые он озвучил еще в апреле текущего года по поводу России: «Я верю в то, что снижение напряженности и улучшение отношений с Россией – да, с позиции силы – возможно. Здравый смысл подсказывает, что нынешний период вражды должен закончиться».

Чуть позже, Дональд Трамп еще подлил немного бальзама на душу Владимира Путина, заявив о том, что США должны отказаться от бессмысленных вложений в войска и базы за рубежом и, в первую очередь заняться решением внутренних проблем. Также он отметил, что, если станет президентом, не будет помогать странам Балтии против «российской агрессии», если те не будут выполнять свои обязательства перед США.

Неудивительно, что после всех этих слов Кремль стал наивно рассчитывать на то, что именно Дональд Трамп начнет политику быстрого сокращения глобального присутствия США на международной сцене, больше концентрируясь на внутренних американских проблемах на основе принципа изоляционистов: «Америка - прежде всего». Но западный мир - это не только США. На европейском направлении из-за ухудшения ситуации в Сирии позиции сторонников ужесточения санкций против России наоборот укрепились.

Что касается Казахстана, то для нашей республики, конечно, было бы более выгодно прекращение торговых войн между Россией и странами Запада, так как от этого страдает и наша экономика. Неудивительно, что в выступлениях главы Казахстана часто звучит критика в адрес «войны санкций», которая вредит не только всем сторонам конфликта, но и другим участникам ЕАЭС. Хотя отмена американских экономических санкций против России для Астаны менее важна, чем отмена таких санкций со стороны европейских стран, так как, по данным аналитической службы Energyprom.kz, 38% внешнего товарооборота Казахстана ориентировано именно на страны Европейского союза. 

С другой стороны, победа Дональда Трампа несет и определенные гипотетические проблемы для Казахстана, так как Москва будет это воспринимать как полный карт-бланш в своей политики «собирания земель» на постсоветском пространстве без учета интересов своих ближайших соседей. Действия России на Украине и дальнейшие негативные последствия от этих действия для партнеров Москвы по ЕАЭС уже хорошо это продемонстрировали. Хотя, и Белоруссии, и Казахстану, как, впрочем, и другим «сверхпрезидентским» системам на постсоветском пространстве явно мог понравиться тезис Трампа о том, что «все неприятности начались с того, что мы приняли на вооружение опасную идею о том, что можем построить подобие западных демократий в странах, которые или не готовы, или не хотят стать западными демократиями».

Но следует отметить, что президент в американской политической системе – это далеко еще не вся система. И часто многие предвыборные заявления кандидатов в президенты тут же забываются, когда этот кандидат становится хозяином Белого дома. Кстати, Дональд Трамп уже пытается смягчить свою риторику, заявив о том, что станет президентом для каждого американца, потому что для него это очень важно, призвав нацию к сплочению, а не к конфликтам. Как гласит «бородатая» американская политическая шутка: «Первое о чем думает новый президент, входя в Белый дом - о следующих президентских выборах».

Американская политическая система традиционно выстроена на основе баланса различных интересов, конкурирующих политических и лоббистских групп. Поэтому маловероятно, что президентство Трампа быстро переориентирует громоздкий, бюрократический аппарат на радикальные изменения во внешней политике США. Тем более, как правильно отметили некоторые мои коллеги в ходе наших дискуссий о выборах в США, у Вашингтона слишком много международных обязательств, в том числе и с точки зрения предоставления «военных зонтиков безопасности» своим партнерам в разных регионах мира, чтобы от них быстро и безболезненно отказаться. К тому же сокращению американского глобального (в том числе военного) присутствия в этих регионах мира будет мешать еще один мощный внутриполитический игрок в этой стране - влиятельный военно-промышленный комплекс США в союзе с Пентагоном. И если Трамп даже попытается реализовать большинство своих спорных внешнеполитических инициатив, то, как показывает практика, на это ему будет мало только одного президентского срока. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить