Дизайн-системы будут в тренде

13111

О перспективах развития рынка веб-дизайна в Казахстане рассказывает Наталья Тарасова

ФОТО: архив пресс-службы

Один из ведущих продуктовых дизайнеров, член Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», заслужившая золото международных конкурсов Muse Award, Vega Award, BMA, Indigo Наталья Тарасова является на сегодняшний день лидирующим российским экспертом по созданию обучающих сервисов и экосистем, включающих в себя множество цифровых продуктов. Наталья поделилась своим опытом и рассказала, что, по ее мнению, ждет рынок веб-дизайна Казахстана в ближайшее время

Как изменился рынок веб-дизайна Казахстана в новой геополитической обстановке?

- Думаю, что он изменится в лучшую сторону. Приедут специалисты из России, которые поделятся экспертизой, дадут приток новых знаний, привнесут новые подходы. Дизайнеры, как и IT-специалисты, рассматривают Казахстан как одну из ближайших стран с легкой рабочей адаптацией. Точно также мы с семьей пока приехали в Грузию. Но думаю, что для большинства приехавших Казахстан станет лишь промежуточным этапом, поэтому серьезной конкуренции на рынке не будет.

Но значит ли это, что общий рост профессионального уровня затруднит выход на рынок новых специалистов и дизайн-компаний?

- Нет, абсолютно. Сегодня продуктовый дизайн является настолько перспективным и востребованным направлением, что состояться как дизайнер можно достаточно быстро и в любом возрасте. При определенной целеустремленности, трудолюбии и желании учиться, конечно. Можно сказать, что именно сейчас в Казахстане открывается своего рода «окно возможностей» для тех, кто чувствовал в себе тягу к веб-дизайну, но не было решимости, так как получать знания, найти себе наставника, перенимать опыт, работая бок о бок с крутыми специалистами, стало значительно проще.

Вы упомянули переквалификацию, насколько это просто было для вас?

- Довольно просто. До 2011 года я всерьез занималась музыкой, окончила Музыкальный колледж в Химках по специальности «фортепиано», были концерты, победы на конкурсах, работа с учениками в детской музыкальной школе… Все ждали вполне логичного поступления в Московскую консерваторию и исполнительской карьеры, но я решила иначе.

Интерес к графическому дизайну, подкрепленный аналитическим складом ума и работоспособностью, сформированной ежедневными репетициями на протяжении десяти лет, дал свои результаты. За год мне удалось освоить пятилетний курс художественной школы и научиться рисовать так, чтобы по конкурсу поступить на бюджетное место в Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ). Став студенткой кафедры промышленного дизайна, я, как сейчас кажется, попыталась сделать совершенно невозможное, решив освоить и курс по специальности «Графический дизайн». Преподаватели пошли на встречу и в течение двух лет я посещала все лекционные, семинарские и практические занятия по обеим специальностям, более того, сдавала экзамены. У нас были очень хорошие преподаватели, как специалисты своего дела и люди. Меня поддерживали во всех моих стремлениях и щедро делились знаниями бесплатно и внеурочно.

В истории НИУ МИЭТ это, пожалуй, беспрецедентный случай, меня официально перевели для продолжения обучения на кафедру графического дизайна и дали возможность защитить диплом именно как графическому дизайнеру.

Почему решили заниматься цифровым дизайном, а не графическим?

- Я пробовала все, что мне было интересно. В самом начале обучала детей живописи и работа единственным дизайнером в бюджетном учреждении культуры, где в мои обязанности входило все от верстки плакатов до оформления помещений и создания макетов на сайтах. Кстати, именно тогда я утвердилась в своем интересе к веб-дизайну и старалась получать знания всеми возможными способами. Уже через пять лет такой подход позволил мне занять позиции лидирующего UX/UI дизайнера в известных агентствах, руководителя дизайн-направления в стартапе Jstick и, наконец, пост арт-директора в компании Proscom и Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, HSE). Мой опыт показывает, что при желании и трудолюбии возможно если не все, то очень и очень многое!

- Пригодилось ли вам высшее образование графического дизайнера?

- Однозначно да. Все полученные знания из 3D-графики, моушен, живописи и физики цвета, я адаптировала для веб-дизайна. Это дало мне скорый рост в цифровом дизайне и уникальные знания, которые легли в основу научных статей, опубликованных в России и за рубежом. Меня радует, что научный подход к дизайну актуален и востребован. Я дважды выступала на международной конференции European Research и опубликовала ряд статей в журналы РИНЦ и ВАК. Когда мы фиксируем свои результаты в статьях, другие могут основываться на них и создавать новое.

- Специфика моего подхода к созданию дизайна через живопись, музыку и графический дизайн вызывает интерес у лидирующих обучающих сервисов. Так у меня попросили статью в Skillbox и предложили создать учебные материалы в Яндекс.Практикум. Поэтому я советую не пренебрегать образованием. Опираясь на фундаментальные знания можно выявить новое, что сделает вас уникальным специалистом.

Какие прогнозы вы можете дать о развитии веб-дизайна в Казахстане?

- В Казахстане, как и во всем мире актуальны образовательные сервисы. Именно образовательные сервисы стали моей экспертной областью, я замечаю интерес бизнеса и государства к этой теме. Также, в контексте экосистем сервисов, и не только, популярность набирают дизайн-системы. Все больше компаний понимают их ценность и готовы выделять ресурсы на их разработку.

Расскажите про ваш опыт создания дизайн-систем, почему они актуальны для Казахстана?

- Больше года я работала с НИУ ВШЭ, где создала экосистему и ряд продуктов в качестве приглашенного арт-директора и лид-дизайнера. НИУ ВШЭ — один из топовых вузов Восточной Европы и — шире — Евразии, престижный государственный университет России.

Экосистема позволяет пользователям не чувствовать перехода между одним цифровым продуктом к другому, путь становится гладким и удобным, а переход незаметным, немало в этом помогает дизайн-система.

Я думаю, что приезжие специалисты в Казахстане будут создавать дизайн-системы, подобно той, что я сделала в Вышке, потому что готовые компоненты позволяют ускорять создание и тестирование новых продуктов, унификацию уже существующих. Это значительно экономит трудозатраты, а значит финансы компаний. Стоимость и скорость обновления — это важные факторы в конкурентной гонке.

При этом надо понимать, что дизайн-система — это не жесткий свод правил, она дает некоторую гибкость в визуальном языке и не мешает продукту быть уникальным в своей структуре. Например, как лид-дизайнер я сделала для Вышки редизайн HSE LMS (Learning Management System, Система управления обучением) с помощью заранее созданных элементов интерфейса в дизайн-системе и изменила структуру продукта так, что внешне он выглядит как новый продукт. Результат был оценен международным профессиональным сообществом и получил золотые награды на конкурсах Muse Awards и Indigo. Также я испытала дизайн-систему на проекте HSE Career — карьерный сервис для студентов НИУ ВШЭ, который был также отмечен наградой в конкурсе Summit Сreative Аwards, G8 и Muse Award в номинациях Best User Experience и E-Learning, а также оба продукта признаны лучшим сервисом в конкурсе Золотой Сайт России.

Если дизайн-система это готовые элементы интерфейса, то в чем заключалась ваша работа дальше?

- Дизайнер следит за тем, чтобы продукт был удобен и востребован. Как арт-директор я делала аудит и дизайн-ревью различных цифровых продуктов на предмет соответствия принципам дизайн-системы. Таким образом около десятка продуктов Вышки прошли мое ревью, получили рекомендации по изменениям и приняли обновленный вид. Сейчас ими активно пользуются 44 тыс. студентов и аспирантов, из которых почти 4,3 тыс. человек — иностранцы, а также около 7 тыс. преподавателей и научных сотрудников. Удобство использования программного продукта или сервиса влияет на лояльность пользователей и потребителей, а это — основа благополучия любой компании, залог стабильности бизнеса.

У дизайн-систем широкий спектр применения, они объединяют различные образовательные, финансовые продукты, медиаплатформы и многочисленные сервисы. Я полагаю, что с каждым годом их распространение в Казахстане будет все больше и больше, но одной дизайн-системы не достаточно, необходим контроль дизайнера.

А что можно сказать о перспективах в сфере дизайна и разработки?

- В дальнейшем дизайн будет соответствовать потребностям рынка. Сейчас криптовалюта вызывает все больший интерес у пользователей и бизнеса. Раньше я скептически относилась к криптовалюте, но в данный момент вижу, как к этому растет интерес бизнес-пользователей, увеличивается инвестирование и вовлеченность комьюнити в целом. Это дает мне основание судить о возрастании спроса на блокчейн процессы. Вместе с тем я вижу, как буквально на глазах создаются аналоги зарубежных программных продуктов, таких как Slack, например. Любые оплаты в валюте сейчас стали сложнее, поэтому создание аналогов очень актуально.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить