Дайте Америке долговой тормоз!

14847

С 1960 года США повышали потолок долга 78 раз, а недавно сделали это в 79-й

ФОТО: © Depositphotos/denisismagilov

Цифра госдолга на огромном экране в Манхэттене рядом с Таймс-сквер продолжает свой непрерывный рост. Со времён открытия «Часов госдолга» в 1989 году они дотикали до невероятных высот – с $2,7 трлн до более чем $31 трлн сегодня. Никогда ещё Америка или мировая экономика не были настолько обременены долгами. С 2000 года общий размер долга в мире увеличился с $87 трлн до более чем $300 трлн сегодня. Темпы его роста почти вдвое превышают темпы роста мирового ВВП.

Если отвлечься от политического театра, интриг и разговоров о катастрофе, которыми сейчас сопровождается каждое повышение потолка долга в США, можно ли что-то сделать для того, чтобы остановить – или хотя бы замедлить – эти часы?

На рубеже столетий Швейцария придумала решение под названием «долговой тормоз», который обязывает федеральное правительство формировать сбалансированные бюджеты в течение каждого экономического цикла. В 1990-е годы на фоне роста госдолга и постоянного дефицита бюджета группа швейцарских экономистов и политиков предложила внести поправки в конституцию с целью ограничить размеры расходов и заимствований правительства. В 2001 году швейцарское правительство предложило ввести долговой тормоз, избиратели одобрили эту идею подавляющим большинством на референдуме, и теперь этот механизм стал частью конституции страны.

Эта мера принесла потрясающие результаты. С момента её принятия общий размер госдолга, выраженный в виде доли ВВП, снизился с 30% до 20%, в то время как в других странах он раздулся до беспрецедентных размеров, в том числе в Британии (186%), Японии (227%) и США (123%).

Швейцарский долговой тормоз работает, потому что у него простая и убедительная цель: ограничить рост госдолга, не позволяя правительству тратить деньги, которых у него нет. Поскольку тормоз закреплён в швейцарской конституции, у него высокий уровень политической легитимности и его трудно отменить или скорректировать. Благодаря созданию чёткого ориентира, с помощью которого можно измерять достигнутый прогресс, повысилась ответственность избираемых политиков перед гражданами, а также удалось устранить искушение наращивать госдолг с целью обеспечить себе переизбрание путём перекладывания бремени выплат на будущие поколения.

В то же время долговой тормоз – это не смирительная рубашка. Этот механизм содержит автоматические и контрцикличные стабилизаторы, которые допускают временный дефицит бюджета в периоды ослабления экономики (как это было, например, во время кризиса Covid-19) и стимулируют погашение долга в хорошие времена.

Сегодня у Швейцарии наивысший кредитный рейтинг ААА, что весьма важно в мире, в котором стоимость заимствований растёт. При нынешнем уровне долга и процентных ставок американские налогоплательщики тратят примерно в 15 раз больше на выплаты процентов по долгам, чем швейцарские налогоплательщики. Пока швейцарцы высвобождают финансовые ресурсы для инвестиций в образование, науку, уход за детьми и другие жизненно важные общественные блага, внукам американских налогоплательщиков придётся обслуживать долг, от которого они не получили никакой пользы.

Никто не отрицает важности межпоколенческого общественного договора: пожилые передают свои традиции и мудрость молодёжи, которая приносит новые взгляды, идеи и технологические новшества. Однако эта сделка должна быть справедливой для каждого. У немецкого слова, означающего «долг», – «schuld» – есть и другое значение: «вина». Такой моральный синоним напоминает нам о необходимости выполнять нашу часть сделки.

Стоит признать, что американскую конституцию изменить намного труднее, чем конституцию Швейцарии. Однако основатели США считали накопление госдолга вопросом фундаментальной важности. Они понимали, что избыточный долг может стать бременем для будущих поколений, поставить под угрозу экономическую стабильность и ослабить национальную независимость. Они знали, что именно избыточный долг привёл к гибели Римской империи, французской монархии, Голландской республики и Испанской империи. Рецепт был всегда одинаковым: дорогостоящие войны и экстравагантные расходы.

Напротив, основатели Америки верили в важность ответственной бюджетной политики и выступали за ограничение государственных расходов, чтобы не возникали избыточные долги. Александр Гамильтон утверждал, что правительство должно обладать полномочиями для займа денег, но при строгом условии: «создание долга всегда должно сопровождаться наличием средств для его погашения». А Томас Джефферсон считал, что «ради сохранения независимости [народа] мы не должны позволять нашим правителям нагружать нас бесконечными долгами».

Именно с этой целью в конституцию США были включены сдержки и противовесы, помогающие предотвратить злоупотребления властью, в том числе безответственную бюджетную политику. Авторы конституции передали «власть над кошельком» законодательной ветви, потому что их целью было обеспечение надзора и контроля над расходами.

С 1787 года поправки в конституцию США вносились всего лишь 27 раз, в то время как в конституцию Швейцарии они вносятся регулярно. Строгая и сложная процедура принятия поправок предполагает более высокий уровень их легитимности. Именно это произошло, когда 85% швейцарских граждан проголосовали за включение в конституцию механизма долгового тормоза. Американские граждане заслуживают шанса решить, хотят ли они иметь схожий механизм.

Джеймс Брейдинг, автор книг «Сделано в Швейцарии: Неизвестная история швейцарского успеха» и «Слишком маленькие, чтобы рухнуть: Почему некоторые малые страны живут лучше больших и как они меняют мир»

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить