Что привело к дефициту тестов на COVID-19?
КЕМБРИДЖ – США являются самой богатой страной на планете, и здесь базируются 10 из 20 крупнейших в мире компаний медицинской диагностики. Тем не менее здесь не только больше умерших от COVID-19, чем в любой другой стране, но и сохраняется угроза дальнейшей эскалации пандемии. Причина проста: нет достаточного количества диагностических тестов
Во время вспышки заболевания много внимания привлекают лекарства и вакцины, что совершенно понятно. Но диагностика фактически является первой линией защиты от распространения инфекции, особенно в случае с такой болезнью, как Covid-19, которую могут передавать бессимптомные носители. Различия в развитии пандемии в США и Южной Корее показывают, что разницу между контролем над эпидемией и катастрофой может обеспечить именно тестирование.
В обеих странах вспышка Covid-19 начиналась по схожей траектории: количество подтверждённых случаев росло сравнимыми темпами. Но правительство Южной Корее быстро предприняло меры по созданию рынка для ускорения инноваций и удовлетворения спроса на тесты, увеличив свои пропускные возможности до 15 тыс. тестов в день, а также открыв мобильные центры тестирования, чтобы их проводить.
Елжан Биртанов ответил «антипрививочникам»
Министр высказался о кампании против обязательной вакцинации от коронавирус... →
К 20 марта Южная Корея провела уже более 300 тыс. тестов на COVID-19 (то есть более 6 тыс. тестов на миллион жителей), хотя здесь нет ни одной из 20 крупнейших диагностических компаний мира. И уже через две недели после того, как в стране было зарегистрировано 100 подтверждённых случаев, ей удалось сгладить кривую: выявлялось очень мало новых случаев в день (или вообще ни одного).
Напротив, в США из-за запоздалых действий государства ответственность за удовлетворение возросшего спроса легла на рынки. К 20 марта в стране было проведено всего около 100 тыс. тестов, то есть примерно 300 тестов на миллион жителей. Количество новых случаев – и число умерших – продолжало расти.
Иными словами, в Южной Корее сработало быстрое вмешательство государства, в то время как в США не сработала невидимая рука рынка.
На глобальном уровне разработка методов диагностики уже давно отдана на откуп рынкам, многие из которых крайне специализированы. Но в то время как рынок диагностических услуг для важнейших инфекций и неинфекционных заболеваний (и даже для редких тропических болезней) существует, для пандемических заболеваний такого рынка нет.
Правительства, конечно, могут исправлять недостатки рынка, но обычно применяемые в этом случае механизмы всё равно требуют наличия спроса, а в случае с диагностикой пандемических заболеваний он не возникает до тех пор, пока не начинается вспышка. Кроме того, нельзя уверенно рассчитывать на то, что национальные правительства, скованные политическими и идеологическими ограничениями, будут создавать подобные рынки с такой же скоростью, с какой это сделала Южная Корея. Запоздалое создание рынка, следовательно, не может стать нашим путём вперёд.
Смертельная необходимость текущего момента
ЛОНДОН – «Это не отдельный, единичный случай, – предупреждает глава фонда W... →
Вместо этого национальным правительствам следует поддержать создание глобальной координирующей платформы для повышения антипандемической готовности. Такая платформа может стать лидером в привлечении и объединении капиталов, которые будут направляться на быструю разработку, производство и дистрибуцию средств диагностики пандемических болезней.
Схема подобной платформы уже существует. «Коалиция поддержки инноваций в антиэпидемической готовности» (CEPI) – это координирующий механизм, занятый содействием разработке вакцин и их клинической проверке, а также их масштабному производству и созданию необходимых запасов. Снижая уровень неопределённости и вероятность внезапных сбоев, CEPI делает рынки для вакцин более надёжными, доступными и динамичными.
CEPI опирается как на традиционное финансирование (крупные гранты правительств и фондов), так и инновационное (доходы от инструментов, подобных «Международному финансовому механизму содействия иммунизации», сокращённо IFFI). Когда происходит вспышка заболевания, CEPI применяет инструменты, позволяющие быстро масштабировать производство. К числу таких инструментов относятся «Авансовые рыночные обязательства» (AMC) и гарантии объёмов закупок, которые могут быть структурированы с помощью механизмов, подобных «Глобальному фонду инвестиций в здравоохранение» (GHIF) и InnovFin, или с помощью обусловленных обязательств перед IFFI и «Глобальным альянсом по вакцинам и иммунизации» (GAVI).
Эту схему можно быстро воспроизвести в сфере диагностики. Всё, что нужно, – это специализированная структура: институт или инициатива, которая соединит исследования и разработки с доступом к рынку. Всё остальное может функционировать так же, как у CEPI: платформа получает финансирование от стран-членов, увеличивает финансовые возможности за счёт инвестиций в IFFI и масштабирует производство, используя при необходимости AMC или гарантии объёмов закупок.
Вакцины на 18,2 млрд тенге закуплены в Казахстане
Об этом заявил глава единого дистрибьютора по закупу лекарственных средств ... →
Подобная структура может даже напрямую работать с CEPI. Партнёрство в сфере диагностики и вакцинации, построенное на общей платформе рыночного доступа и финансирования, позволило бы повысить эффективность и снизить транзакционные издержки. В ситуации, когда начинается пандемия, учёные могли бы создавать и тестировать вакцины, пока быстро и широко проводится диагностика, радикально ограничивая распространение инфекции.
Как показывает пандемия COVID-19, рынки, предоставленные сами себе, не будут заниматься срочным производством диагностических материалов, которые жизненно необходимы во время вспышки болезни. И она показывает, что подобный провал способен быстро привести к медицинской катастрофе, причём даже в развитой стране, обладающей ведущими диагностическими фирмами мира. Если не предпринять никаких действий для исправления этого провала и не обеспечить широкого доступа к тестам на COVID-19 (и к тестированию во время будущих вспышек заболеваний), можно будет лишь ужаснуться от мысли, что ждёт более бедные страны.
Сачин Сильва – докторант и научный сотрудник Школы здравоохранения им. Чана при Гарвардском университете, член рабочей группы G20 «Социальная сплочённость и государство»
Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.