Члены G20 должны сказать Путину правду

17786

Несмотря на глубокие разногласия, саммит должен состояться в любом случае

ФОТО: © Depositphotos/id1974

Следующее серьезное испытание авторитета G20 произойдет, когда (или если) ее министры финансов и руководители центральных банков встретятся на весенних заседаниях Всемирного банка и Международного валютного фонда 18-24 апреля. В качестве ведущего форума по международному сотрудничеству в области экономической политики на сегодняшний день, G20 будет иметь насыщенную повестку дня. Основные вопросы включают меры, принимаемые центральными банками в ответ на эскалацию глобальной инфляции, накопление доказательств быстрого изменения климата и координацию политики в области здравоохранения и фискальной политики. Но “медведем в комнате” будет нападение России на Украину и его экономические последствия, начиная с влияния на мировые цены на продовольствие.

Несмотря на некоторые важные достижения, ряд очевидных неудач подорвал доверие к G20 в последние годы. Во время правления президента США Дональда Трампа коммюнике G20 регулярно размывались почти до бессмысленности. Совсем недавно группе не удалось сформулировать эффективный глобальный ответ на COVID-19, не говоря уже о подготовке к будущим пандемиям.

В мире все более глобализированных вызовов доверие к G20 является важным активом. Но доверие трудно завоевать и легко потерять, а это значит, что встреча в этом месяце может стать переломным моментом. До сих пор члены G20 подходили к украинскому кризису очень по-разному, как с точки зрения общественных коммуникаций, так и с точки зрения политики. В то время как Соединенные Штаты и их союзники ответили значительными санкциями, 38 стран, включая Китай, Индию и Южную Африку, недавно воздержались от принятия резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, критикующей Россию и требующей гуманитарного доступа в Украине.

Согласно системе отслеживания санкций, которую ведет Чад П. Боун из Института международной экономики Петерсона, восемь стран - членов G20 (все со средним уровнем дохода) публично заявили о своей непричастности к экономическим санкциям против России, а Саудовская Аравия – союзник США, которая является партнером России по ОПЕК+ – также доказала свою незаинтересованность. Таким образом, очевидно, что группа не достигнет консенсуса даже по вопросу о том, как охарактеризовать войну России или ее влияние на мировые рынки. Вместе с тем преуменьшение российской агрессии в интересах единодушия может безвозвратно подорвать доверие к G20 после ее восстановления.

В любом случае G20 обязательно примет во внимание одно очевидное и прямое последствие российского вторжения: предполагаемое сокращение мировых запасов продовольствия. Уже к 24 февраля мировые цены на продовольствие приближались к рекордно высокому уровню из-за стечения факторов, аналогичных тем, которые привели к скачкам цен на продовольствие в 2007–2008 и 2010 годах. Эти более ранние эпизоды привели к повсеместной социальной нестабильности в некоторых более бедных странах; поскольку многие страны с низким и средним уровнем дохода в настоящее время также сталкиваются с инфляционным давлением, более высоким уровнем долга и сохраняющейся уязвимостью перед болезнями и изменением климата, последствия всего этого могут быть взрывоопасными.

Украина и Россия являются ведущими экспортерами пшеницы, кукурузы, семян подсолнечника и масла. Согласно последним прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, и без того высокие цены на продукты питания и корма могут вырасти на 8-22% в течение этого и следующего года из-за разрушения украинских производственных, складских и транспортных объектов, а также в сочетании с возможными связанными с санкциями перебоями в экспорте российского зерна и удобрений, повышением мировых цен на энергоносители и более высокими транспортными и страховыми сборами. Как результат, число недоедающих людей во всем мире может увеличиться на 8–13 миллионов человек.

Как и в случае предыдущих шоковых потрясений цен на продовольствие, сегодняшний кризис ставит во главу угла координацию международной политики. Самое главное, как призывали ФАО и Всемирная торговая организация, G20 должна коллективно отказаться от налогов на экспорт продовольствия или от контроля за ним по принципу "разори соседа". Эти меры уже начали распространяться, хотя в прошлом они приводили к резкому росту мировых цен на продовольствие.

Но G20 не должна останавливаться на достигнутом. Призывы к принятию паллиативных мер могут помочь, но, если они не будут сопровождаться откровенным обсуждением первопричин и способов устранения, они рискуют спровоцировать плохое поведение. Нынешняя угроза глобальным поставкам продовольствия усугубляется войной одного из членов G20 и другими нарушениями международного права. Россия могла бы легко и в одностороннем порядке смягчить кризис, прекратив военные действия, особенно атаки на гражданское население и гражданскую инфраструктуру.

Действительно, часть глобального экономического шока от войны вызвана санкциями; но они могли бы быть сокращены, если Россия выведет свои войска. Тем временем Саудовская Аравия (вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами) могла бы сдержать скачок мировых цен на энергоносители, закачивая больше нефти - что она до сих пор отказывалась делать.

Несмотря на то что глубокие разногласия между членами G20 неизбежны, саммит должен состояться, потому что его отмена на данном этапе была бы не менее дискредитирующей. Группа должна продемонстрировать, что она способна противостоять реалиям, связанным с неудобной ситуацией. Поэтому основная часть членов должна стремиться к разработке и одобрению коммюнике, в котором Россия была бы откровенно названа очевидным источником как проблемы, так и ее решения. Это может быть простая констатация фактов, свободная от формулировок, открыто осуждающих кого бы то ни было.

Безусловно, Россия упорно отказывается признать факты, утверждая, что "возможный продовольственный кризис спровоцирован не спецоперацией России в Украине, а незаконными односторонними санкциями Запада". Но если значительная часть членов G20 подпишется под коммюнике, то будет сохранен надежный ряд стран, способных поддержать будущее многостороннее сотрудничество. Лучше позволить некоторым странам отказаться, если они того желают, чем изображать существование ложного единства.

Члены G20, включая Россию, являются основными игроками, влияющими на глобальное достояние. По-прежнему важно, чтобы они общались во всех критических областях, где они имеют влияние, включая продовольствие, здравоохранение и климат. Существенная договоренность, где это возможно, будет способствовать повышению глобального благосостояния. Но фундаментальные разногласия могут и должны быть публично признаны с тем, чтобы ряд стран-членов могли по-прежнему осуществлять свои собственные инициативы.

Морис Обстфельд, бывший главный экономист Международного валютного фонда, профессор экономики Калифорнийского университета в Беркли и старший внештатный научный сотрудник Института международной экономики Петерсона

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить