Чем рискует Индия, отказавшись открыто осудить Россию

24404

Вторжение России в Украину перевернуло либеральный международный порядок, вынудив Индию пересмотреть стратегии в области безопасности и экономики

ФОТО: pixabay.com

Решения правительства будут определяться оценкой военной и экономической мощи государства, но власти должны противостоять искушению отождествить эту мощь с размерами страны.

Без сомнения, индийская экономика велика. По данным Международного валютного фонда, она является третьей по величине экономикой в мире по паритету покупательной способности с ВВП в 10 триллионов долларов, уступая Китаю (27 триллионов долларов) и Соединенным Штатам (23 триллиона долларов). На рынке обмена валют ВВП Индии с 3 триллионами долларов делает ее экономику шестой по величине после США, Китая, Японии, Германии и Соединенного Королевства.

Но экономика Индии не привела ее к соразмерной военной мощи. Часть проблемы объясняется элементарной географией. Бисмарк якобы сказал, что США с двух сторон граничат со слабыми соседями, а с двух других – с рыбой. Индия, однако, не обладает таким выигрышным одиночеством. С момента обретения независимости она сталкивается на своей западной границе с Пакистаном, хорошо вооруженным, вечно враждебным и часто управляемым военными соседом.

Совсем недавно северный сосед Индии, Китай, также стал агрессивным, отказавшись от территориального статуса-кво, оккупировав спорные земли в Гималаях, отвоевав территорию на востоке и наращивая массированное военное присутствие вдоль границ Индии. Таким образом, если Индия и соседствует с рыбой вдоль длинного побережья полуострова, то на суше она сталкивается с серьезными проблемами безопасности на двух фронтах.

Несмотря на эти проблемы и свою сильную экономику, Индия изо всех сил пыталась генерировать соответствующие военные ресурсы. Расходы на оборону, как известно, трудно оценить, особенно это касается Китая и Пакистана с непрозрачными политическими системами. Но ежегодные совокупные оборонные расходы двух противников Индии, предположительно, в три раза превышают 70-75 миллиардов долларов, затрачиваемые ею. На деле этот разрыв, скорее всего, намного больше, потому что политический акцент Индии на военных людских ресурсах вытеснил расходы на военные технологии. Короче говоря, Индия может иметь сильную экономику, но опасная география и внутренняя политика делают ее уязвимой в военном отношении.

Далее возникает вопрос объема рынка. Как показали Шоумитро Чаттерджи из Университета штата Пенсильвания и один из нас (Субраманьян), потребительский рынок Индии для среднего класса намного меньше, чем предполагает общая цифра ВВП в 3 триллиона долларов, потому что многие люди имеют ограниченную покупательную способность, по сравнению с состоятельным населением, менее склонным к излишней экономии. Фактически, эффективный размер потребительского рынка Индии составляет менее 1 триллиона долларов, что намного меньше, чем у Китая, и даже меньше среднего значения потенциального мирового экспортного рынка размером почти 30 триллионов долларов.

Но вы бы не узнали этого из нынешней экономической стратегии Индии. Как мы уже отмечали в другой статье, за последние несколько лет она фактически замкнулась в себе, повысив тарифы, субсидируя привилегированные фирмы и оставаясь в стороне от соглашений о региональной интеграции в Азии, наиболее динамичной части мировой экономики.

Поразительно, но эта замкнутость не была результатом экономического краха. С 1990-х годов, когда торговля была либерализована, экономика Индии росла в среднем на 6,5% в год, чему способствовал среднегодовой прирост экспорта товаров и услуг на 13% в долларовом выражении, который превзошли только Китай и Вьетнам. Но этот успех оказался «брошенным ребенком», оставленным в пользу проверенной на практике политики, которая (в более экстремальной форме) с треском провалилась в течение трех десятилетий после 1950 года.

Одно из возможных объяснений решения правительства заключается в том, что оно поддалось иллюзии размера. Неоднократно заявлялось, что экономические перспективы Индии основаны на демократии, демографии и спросе. И был сделан вывод, что отечественных и иностранных инвесторов можно привлечь к удовлетворению этого постоянно ускользающего спроса с помощью субсидий и протекционизма.

Соблазн размера также очевиден в сфере безопасности, где Индия отказалась открыто осудить вторжение России в Украину, несмотря на гуманитарную катастрофу, развязанную Россией. Это стало причиной странной иронии: демократическая Индия неявно присоединилась к авторитарной оси, два члена которой, Китай и Пакистан, являются враждебными соседями. Но Индия, считая себя необходимой частью решения проблемы роста влияния Китая, сочла свою позицию по отношению к российско-украинскому конфликту нерискованной в плане осложнения отношений с Западом.

Однако на самом деле реакция Индии на вторжение России является скорее отражением слабости, чем выражением независимости. Если бы Индия была действительно свободна в выборе, она поддерживала бы нерушимость территориального суверенитета, особенно более слабых стран.

Поиск выхода из этой незавидной ситуации потребует значительных усилий. Наиболее очевидно, что Индии необходимо уменьшать свою зависимость от поставок оружия из России. Сама Россия будет слишком уязвлена и слишком зависима от Китая, чтобы оставаться надежным, заслуживающим доверия поставщиком. Если более тонко, Индии необходимо будет наращивать оборонные ресурсы, стимулируя ускорение экономического роста и максимизируя стоимость военных расходов. Последнее повлечет за собой устранение ключевых недостатков, таких как неэффективность отечественного оборонного производства, паралич принятия решений о закупках после скандалов 1980-х годов и дисбаланс в распределении ресурсов, при котором предпочтение отдается персоналу, а не продвинутым технологиям.

На экономическом фронте Индия должна смотреть дальше своих границ, ориентироваться на мировой рынок – и последние события открывают перед ней исключительную возможность для этого. Война между Россией и Украиной повысит чувствительность инвесторов к характеру политических режимов в инвестируемых ими странах, что усилит существующее давление с целью переноса производства из Китая. Это уникальная возможность для Индии, если она сумеет переориентироваться и грамотно ею распорядиться.

Индия должна признать себя средней державой и действовать в соответствии со своим нынешним статусом. Со временем быстрый и устойчивый экономический рост может превратить ее в крупную державу, которой она стремится стать. До тех пор Индия должна преодолеть иллюзию размеров и примириться со стратегическими реалиями.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube