Борьба за права женщин за рамками #MeToo

5012

БРАЙТОН – Для большинства людей движение #MeToo стало синонимом кампаний против сексуальных домогательств. Это движение – ставшее вирусным в 2017 – несомненно, мобилизовало женщин и дало толчок позитивным изменениям. Но его популярность в СМИ и политических дискуссиях о сексуальных домогательствах, также было сопряжено с определенными проблемами, оно затмило активность в защиту прав женщин в других частях света, которая предшествовала появлению движения #MeToo

ФОТО: Shutterstock

Во многих странах, социальные движения уже десятилетиями берут на себя проблемы сексуального домогательства и насилия. Многие из них, включая такие кампании, как #MeshBasita в Ливане, HarassMap в Египте и «Shefarers» на Филиппинах, возникли задолго до появления #MeToo и были отодвинуты им на задний план.

В новой публикации Института исследований в области развития собраны отчеты об активизации прав женщин в различных странах, включая Бенин, Буркина-Фасо, Египет, Индию, Ливан, Пакистан, Филиппины и Уганду. Авторы охватывают богатый практический опыт, от четко определенных и видимых коллективных действий до непубличного активизма, которые ведутся с целью защиты жизни женщин.

Существуют свидетельства того, что сосредоточение внимания на движении #MeToo в некотором смысле препятствовало всемирной борьбе за права женщин, особенно на Глобальном Юге. Некоторые активисты информируют о том, что #MeToo только усугубило существующие предубеждения, поскольку ультранационалисты и религиозные экстремисты очерняют движение как пагубное западное заимствование. Они утверждают, что местным женщинам либо не интересны такие случаи, либо сексуальные домогательства были сфабрикованы Западом для разрушения семейных ценностей.

Рассмотрим Ливан. В августе 2017 года, как сообщает Менаал Мунши, когда #MeshBasita («Это не нормально») было запущено в ливанских социальных сетях, кампанию поддержали правительство, частный бизнес и НПО. Затем случилось #MeToo. Впоследствии организаторы столкнулись с обратной реакцией, включая такую, как «Почему вы, ребята, об этом говорите?» и: «Это относится к Америке, это относится к Европе».

Во многих из этих мест действительно существуют законы против сексуальных домогательств. Но большая часть законов не работает, и женщины по-прежнему не получают должного ответственного к ним отношения и справедливости. В Пакистане, например, теперь на каждом рабочем месте должны внедрять процедуры расследования случаев сексуальных домогательств, включающие комитет по рассмотрению жалоб. Но исследования среди пакистанских женщин-политиков показывают, что, несмотря на законодательство и существование пакистанского движения, #MainBhi, подобное #MeToo, эти требования еще не были реализованы на их собственных рабочих местах (включая национальные и провинциальные ассамблеи, местные органы власти и политические партии).

И борьба за права женщин не ограничивается физическим пространством. За последние несколько лет резко увеличилось количество насилия в сети. Оно может принимать различные формы, в том числе в виде «порномести» (распространение реальных или обработанных фотошопом ню или интимных фотографий женщин без их согласия, для шантажа или с целью их пристыдить). Сегодня, люди во всем мире владеют смартфонами и могут получать, изменять и размещать такие изображения в Интернете за считанные минуты.

Стыд и смущение часто являются теми факторами, которые не позволяют женщинам и девочкам сообщать о преступлениях, совершенных против них, даже если они защищены действующими законами. Женщины во всех странах разделяют эти настроения, но особенно тяжелое положение у женщин, маргинализированных из-за крайнего неравенства и подчиненных нормам и ценностям, которые возлагают на них ответственность за все, что может запятнать их репутацию. Многие так никогда и не выскажутся, боясь осуждения других и остракизма со стороны своих собственных семей.

Очевидно, что #MeToo не начнет представлять историю того, как женщины и мужчины в различных условиях мобилизуются против сексуальных домогательств. Да, коллективные действия против сексуальных домогательств действительно объединились вокруг кампании #MeToo, а в некоторых местах, безусловно, дали импульс существующим движениям. Но если бы этого не произошло на Западе, предыдущие кампании в других странах – будь то Египет, Индия или Южная Африка – могли бы стать той искрой, которая вдохновила к солидарности.

Признание различных глобальных движений и кампании за права женщин имеет важное значение и их надо рассматривать как источники знаний и вдохновения. Извлечение уроков из достигнутых с таким трудом успехов борцов за права женщин по всему миру может помочь нам понять и преодолеть препятствия, с которыми повсюду сталкиваются женщины и мужчины в своей борьбе против сексуальных домогательств.

Безусловно, было бы контрпродуктивным противопоставлять мнения и перспективы Глобального Юга мнениям и перспективам Запада. Вместо этого, цель должна заключаться в том, чтобы усилить голоса, опыт и идеи со всего мира для создания возможности для обучения и, в конечном итоге, создать условия для более тесного сотрудничества. Проблемы сексуального домогательства и насилия – это универсальные проблемы. Только посредством глобальной солидарности мы можем надеяться на их преодоление.

Марис Тадрос, профессор политики и развития в Институте исследований в области развития и соредактор книги Collective Action for Accountability on Sexual Harassment: Global Perspectives.

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить