Какая сила должна заменить рынок и стать Богом, управляющим обществом

8090

Рынок недостаточен сам по себе, и нужны законы, обеспечивающие его свободу, защищающие жизнь и здоровье людей

Фото: Nick Youngson

Лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алфёров высказался за возрождение в России социалистической экономики с долгосрочным планированием, ориентацией на подлинные общественные нужды. По его словам, Альберт Эйнштейн считал, что частная собственность породила капиталистический олигархат путем силового захвата имущества знатью ещё в Средневековье. А неограниченная конкуренция современного рынка ведет к изувечиванию сознания личности – людям со школы внедряют стремление к конкуренции, учат поклоняться успеху и приобретательству.

Адам Смит сравнивал общество с великой шахматной доской, где люди – пешки, подчинённые человеку системы, наделённому полномочиями центрального строительства: «Человек системы, напротив, склонен быть очень мудрым в своем собственном тщеславии; и часто настолько очарован предполагаемой красотой своего собственного идеального плана правительства, что не может допустить ни малейшего отклонения от любой его части. Он продолжает утверждать его полностью и во всех его частях, не обращая внимания ни на великие интересы, ни на сильные предрассудки, которые могут противостоять ему. Кажется, он воображает, что может строить разных членов великого общества с такой же легкостью, как разные фигуры на шахматной доске. Он не считает, что фигуры на шахматной доске не имеют другого принципа движения, кроме того, что на них накладывает рука; но что на большой шахматной доске человеческого общества каждая отдельная часть имеет свой собственный принцип движения, совершенно отличный от того, который законодательный орган может попытаться возложить на него. Если эти два принципа совпадают и действуют в одном направлении, игра человеческого общества будет идти легко и гармонично и, скорее всего, будет счастлива и успешна. Если они противоположны или различны, игра будет идти ужасно и общество должно быть всегда в высшей степени беспорядка» («Теория нравственных чувств», 1759 – пер. авт.).

После Адама Смита экономисты выяснили, что принципы движения и устройства общества зависят от субъективных предпочтений миллионов его индивидуумов, коллективно определяющих рыночную стоимость. От эффективности и конкурентоспособности рынка зависит сбалансированное, своевременное удовлетворение самых разнообразных и непредсказуемых потребностей общества с помощью имеющихся в его распоряжении ограниченных ресурсов, нуждающихся для оптимального ценообразования и распределения в свободной конкуренции.

Эйнштейн, напротив, не верил в стихийный порядок, был сторонником детерминизма и предсказуемости движения под действием сил. Намекая на известный афоризм Эйнштейна «Бог не играет в кости», Алфёров заявил: «Не надо делать Бога из рыночной экономики».

Однако в рынке нет определённости, каждое действие направляется субъективными меняющимися и порой взаимоисключающими представлениями о стоимости и выгоде. Прибыль или убыток показывают, как собственник использовал ресурсы и капитал для обслуживания нужд потребителя.

Какая сила должна заменить рынок и стать Богом, управляющим обществом и его ценностями? Альтернативой является культ силы, подчинения под предлогом планирования со стороны авторитарного бюрократического аппарата и связанных с ним корпоративных и олигархических интересов.

Рынок, конечно, недостаточен сам по себе. Нужны также законы, обеспечивающие его свободу, защищающие жизнь и здоровье людей, окружающую среду, права частной собственности и справедливого обмена, ограничивающие силу государства субсидировать связанные политические интересы за счёт госбюджета и центрального банка, стимулируя их потребление монетарной и фискальной эксплуатацией производителей и сберегателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить