Безопасное отступление от войны с наркотиками

3929

ЙОХАННЕСБУРГ – В то время как мир был зациклен на результатах президентских выборов в Соединенных Штатах, совсем мало внимания было уделено результатам другого голосования, прошедшего в прошлый вторник: серьезным шагам в направлении декриминализации наркотиков в нескольких штатах США. Один штат – Орегона – теперь собирается отменить уголовное наказание за хранение в небольших количествах всех запрещенных наркотиков, от героина до метамфетамина

ФОТО: pixabay.com

По данным на 2018 год, во всем мире запрещенные наркотики употребляют около 269 млн человек, из них 11 млн делают это путем внутривенных инъекций – способа, сопряженного с дополнительными рисками. Почти половина тех, кто употребляет наркотики внутривенно, инфицированы гепатитом С, а ошеломляющее количество в 1,4 млн человек живут с ВИЧ. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, только в 2017 году, в результате употребления наркотиков умерли более полумиллиона человек.

Это трагедия, которую можно полностью предотвратить, поскольку она вызвана жестоким и контрпродуктивным подходом, примером которого является так называемая война с наркотиками. Она была запущена в 1970-е годы президентом США Ричардом Никсоном, и по сегодняшний день, в большинстве стран хранение наркотиков является уголовным преступлением, и потребители сталкиваются с серьезной социальной стигмой.

Логика данной войны проста: риск сурового наказания будет действовать как эффективное сдерживающее средство и приведет к сокращению употребления наркотиков. Но все совсем не так. Несмотря на все более карательные подходы, глобальные продажи и употребление наркотиков продолжают расти, вызывая новые передозировки, ВИЧ, гепатит С и туберкулез.

Угроза наказания и дискриминации не побуждает людей бросить или избегать наркотиков, а скорее скрыть их употребление, в том числе от своих врачей. Дестимулируя потребителей наркотиков от взаимодействия с системами здравоохранения, криминализация и стигматизация – а также расизм, который усугубляет дискриминацию, связанную с наркотиками – способствуют негативным последствиям для здоровья отдельных лиц и сообществ, которые выходят далеко за рамки самих наркотиков.

Существует лучший способ. Вместо того, чтобы пытаться заставить людей отказаться от любого употребления наркотиков, мы должны попытаться свести к минимуму их негативное влияние на их здоровье и благополучие. Так называемые мероприятия по снижению вреда включают программы обмена игл, в рамках которых люди могут получить доступ к стерильным иглам и шприцам; комнаты для употребления наркотиков, где люди могут безопасно употреблять наркотики, не опасаясь передозировки; терапия опиоидными агонистами, такая как заместительная терапия метадоном; и инициативы в области жилья и занятости.

Десятилетия исследований и практики доказывают, что мероприятия по снижению вреда работают и являются рентабельными. Например, терапия опиоидными агонистами снижает вероятность передозировки. А программы обмена игл существенно сокращают распространение гепатита С и ВИЧ среди людей, употребляющих инъекционные наркотики, тем самым помогая снизить передачу заболеваний в целом. В Португалии показатели ВИЧ резко снизились после того, как почти 20 лет назад хранение всех наркотиков было декриминализовано, а мероприятия по снижению вреда были усилены.

Хорошие новости заключаются в том, что, как показывает последний отчет Harm Reduction International (HRI), в предоставлении таких услуг был достигнут значительный прогресс. За последние несколько десятилетий 86 стран внедрили программы обмена игл и шприцев, а 84 страны предоставляют те или иные формы терапии опиоидными агонистами. Но многое еще предстоит сделать.

Согласно отчету HRI, по-прежнему существуют огромные пробелы в доступе к услугам по снижению вреда даже в тех местах, где они предоставляются, это Австралия, Канада и Западная Европа. Например, мало услуг, предназначенных для женщин и для гендерно-неконформных людей. А услуги по снижению вреда систематически не удовлетворяют потребности групп, которые десятилетиями несли на себе основное бремя карательной наркополитики, такие как лица африканского происхождения, включая афроамериканцев и коренные народы во всем мире.

Более того, необходимые услуги часто сосредоточены в городах, что затрудняет доступ к ним для жителей сельской местности. А заключенные, которые подвергаются более высокому риску заражения ВИЧ и гепатитом С в тюрьме – и передозировке после освобождения – обычно вообще не имеют к ним доступа.

По данным HRI, прогресс в расширении доступа к программам снижения вреда от наркотиков застопорился более пяти лет назад. До тех пор, пока ограниченные ресурсы выделяются на правоохранительную деятельность, а не на снижение вреда, нам не удастся достичь значительных дальнейших успехов.

Когда люди, употребляющие наркотики, страдают и умирают, их часто сводят к статистике и игнорируют как «преступников» или «отбросы общества». Но они наши друзья и семьи, соседи и коллеги. Это люди, которые имеют право на здоровье, равенство и уважение, независимо от их пола, сексуальной ориентации, расы, национальности, правового статуса или привычек, или истории употребления наркотиков.

Если COVID-19 чему-то нас научил, так это тому, что здоровье и благополучие всех людей тесно взаимосвязаны. Только подход к употреблению наркотиков, основанный на императивах общественного здравоохранения и принципах прав человека – и который защищает наиболее уязвимых из нас – может положить конец войне, которой никогда не должно было быть.

Тлаленг Мофокенг, член Комиссии по гендерному равенству в Южной Африке, является Специальным докладчиком ООН по праву на здоровье и автором "Доктор Т: Руководство по сексуальному здоровью и удовольствиям". Высказанные здесь мнения не обязательно совпадают с мнением Организации Объединенных Наций

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить