Кто получает выгоду от войны в Украине

22039

Если есть война, обязательно есть и те, кто является ее бенефициаром

Ирпень, Украина. Апрель 2022 года
Ирпень, Украина. Апрель 2022 года
ФОТО: © Depositphotos/Alex_Ishchenko

Обычно как на выгодоприобретателей войны в Украине указывают на Путина и его друзей. Да, рейтинг президента России сильно вырос после 24 февраля 2022-го, но это единственная польза, которую он получил. Потерял же гораздо больше. Анализ социологических опросов показывает, что среди так называемых турбопатриотов растет число недовольных Путиным, считающих, что он плохо руководит государством и военными действиями. Их доля не так высока – примерно 15–20%. Но среди них много сотрудников спецслужб и военных. Это нарыв, который, если лопнет, может смести российского лидера.

Тем более никаких выгод не обрели его «друзья». Все они находятся под санкциями и не могут жить так красиво, как привыкли. Более того, война несет им большие убытки, потому что, помимо заморозки активов «там», от них требуют пожертвований «здесь».

Однако если есть война, обязательно есть и те, кто имеет от нее выгоду. Первый, очевидный бенефициар – это бюрократия НАТО. С распадом СССР и Варшавского договора необходимость организации была поставлена под сомнение. Альянс расширялся, имитировал активность, но все понимали, что по большому счету он бесполезен. Недаром Эммануэль Макрон в 2019-м диагностировал у НАТО «смерть мозга». Но теперь альянс вновь важен и нужен, а его бюрократы влияют на реальную политику.

На саммите НАТО в Мадриде в июне прошлого года были приняты решения, дающие новый содержательный смысл натовской бюрократии. Во-первых, было решено реорганизовать Силы быстрого реагирования. Теперь предусмотрена трехуровневая модель, чтобы можно было развернуть по меньшей мере 300 тысяч военнослужащих не позднее чем за 30 дней. Во-вторых, и это даже важнее с позиции бюрократии, запланировано создание инновационного фонда, который на протяжении 15 лет будет ежегодно инвестировать 1 млрд евро в стартапы для достижения технологического превосходства стран – участниц Североатлантического блока и их перевооружения комплексами ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) нового поколения.

Второй явный выгодоприобретатель – это военно-промышленный комплекс, в первую очередь стран – участниц НАТО. ВПК уже получает увеличенные заказы на производство боеприпасов и военной техники, как для компенсации помощи, оказанной Украине, так и для наращивания собственных арсеналов. К тому же обязательно будет учтен опыт боевых действий, и можно предположить, что военные ведомства уже готовят технические задания на модернизацию существующей военной техники и разработку новой.

Есть еще длинный список тех, кто получает выгоду. Среди них, например, страны, через которые идет транзит серого импорта в обход санкций, наложенных на Россию. Последняя готова значительно переплачивать за необходимые, в том числе для военного производства, оборудование и материалы. Или судовладельцы, сдающие свои танкеры под перевозку российской нефти по завышенным ставкам фрахта. Всех и не вспомнишь, про всех и не знаешь.

Выходит, Путин, начав войну, действовал не в интересах России и российского народа – это было ясно с самого начала, но даже не в собственных или своих друзей. Выгоду прежде всего получили те, кого он относит к числу противников.

Мораль всей этой истории заключается в том, что в погоне за легким и быстрым успехом следует трезво оценивать собственные возможности и адекватно сводить баланс выгод и потерь. Это урок всем авторитарным правителям. А самое главное – гоните от себя мессианские устремления. Они не реализуются, но способны принести страдания многим.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить