Бахыт Бубиканова: Я и сама стесняюсь своих работ

Непонятное и неприемлемое для многих современное искусство в Казахстане набирает обороты. Молодую художницу из Актобе Бахыт Бубиканову отмечают и почитатели искусства, и государство

фото из личного архива

Скульптор по образованию, Бахыт пришла в современное искусство после знакомства с Молдакулом Нарымбетовым (лидер арт-группы «Кызыл трактор»), читавшим лекции о современном искусстве для сотрудников Школы изобразительных искусств и технического дизайна им. Кастеева. На сегодняшний день на счету у молодой художницы многочисленные выставки – как в Казахстане, так и за рубежом. В 2013 году Бахыт представляла Казахстан на Vienna Fair в Австрии, на Украине, в России, в Санкт-Петербурге, а также на всевозможных выставках в Алматы. В январе Бахыт Бубиканова получила премию Фонда Первого Президента Республики Казахстан «За вклад в современное искусство», которая присуждается людям не старше 40 лет в области науки и культуры. И это уже показательно, потому что… 

– Современное искусство в целом не поддерживается государством так, как это принято в других странах, – говорит Бахыт. – На мой взгляд, стоило бы пересмотреть этот опыт и попробовать двигать современное искусство через государство. Может быть, было бы гораздо интереснее, если бы современным художникам помогали бы не какие-то иностранные фонды, а государство. Тем не менее многие художники говорят, что с государственными структурами они не хотят иметь дело. 

– В чем причина такого отказа, на ваш взгляд?

– Современное искусство стремится разоблачать то, что творится в современности. Это касается и политики и государства, включая и Россию, и США. Тем не менее я думаю, что возможно сделать так, чтобы поддержка современного искусства со стороны государства пошла на пользу всем. 

– В чем бы выиграло государство? 

– Если бы у нас был хоть один большой музей современного искусства вместо этих моллов и магазинов, это было бы здорово! В Музей Кастеева мало кто ходит, он не интересный. Даже того, что происходит на Артбатфесте (ежегодный фестиваль современного искусства, проходящий в Алматы. – Прим. ред.), тоже недостаточно. У нас и в Средней Азии это искусство воспринимают как «левое». Почему-то считается, что оно должно быть активным, что нужно выходить на митинги. Но есть ведь другие формы искусства, которые могут способствовать государственному развитию. Если взять всемирно известных современных художников, например Дэмьена Херста, – они достаточно попсовые, достаточно красивые. Почему-то когда показывают искусство Средней Азии, оказывается, что оно о том, какие мы бедные, несчастные. 

– Вы упомянули моллы, но ведь вы участвовали в Esentai Art Reality. Как вам этот опыт? 

– В коммерческом пространстве очень тяжело работать. Люди ходят туда-сюда, звучит бесконечная однотонная музыка. Покупатель пришел когда захотел и ушел когда захотел, а ты работаешь там несколько часов и от этого устаешь. Все остальное было достаточно интересно. 

– А вы не считаете это действо сращиванием искусства и коммерции? 

– В конце концов все сводится к коммерции, хотим мы этого или нет. Я же не занимаюсь искусством оттого, что мне нечего делать. В какой-то момент это становится моей работой, и в какой-то момент мне приходится зарабатывать. Пришло такое предложение, я не вижу в этом ничего плохого. 

– Может быть, такие мероприятия, как Esentai Art Reality, это тоже шанс привлечь зрителя, приобщить к современному искусству? Ведь у нас больше людей ходит в моллы, чем в музеи… 

фото из личного архива

– Но это тоже не вариант. Я не знаю, было ли дело покупателям до работы художников. Никто же не проводил опрос. Я хотела бы, чтобы был огромный музей современного искусства, круглосуточный, куда можно было бы прийти и на диванах смотреть великолепнейшие работы наших мастеров или купленные работы зарубежных мастеров.

– Помимо создания музея современного искусства что могло бы способствовать тому, чтобы люди начали лучше понимать современное искусство? 

– Образование, среда. Это очень важно. Я сама до сих пор не до конца понимаю, что такое современное искусство. Я заниматься им начала, когда встретила Молдакула Нарымбетова, который пришел в школу, где я преподавала, и стал преподавать учителям, чтобы мы владели знаниями концептуального, конструктивного искусства. Это был первый человек, который ввел меня в эту среду. 

– Что интересует вас сейчас как художника? 

– Сейчас меня интересует суперэтнос. Кто-то как-то сказал, что казахи – это суперэтнос. Мы становимся супердержавой, суперэтносом. Даже простой казах, который толкает тележку на барахолке, тоже является частью суперэтноса. Как в песне, «тоже является частью вселенной». Если мы решили, что мы – суперэтнос, то кто тогда немцы или евреи? 

Моя работа – это размышление о том, что нужно не просто назваться суперэтносом, а дорасти до этого, но не какой-то частью страны, а всей страной целиком. Я сделала серию замечательных работ на тему суперэтноса, живопись. Также хочу сделать инсталляцию. Сейчас меня еще увлекла тема оккупации – про хозяев и рабов. 

– Я была на нескольких выставках, в которых вы участвовали. Я заметила, что в ваших работах очень много тела. 

– Это потому, что я скульптор. Скульптура присутствует даже в моей живописи. Я пять лет училась скульптуре, с краской вообще не работала. В моих работах есть «скульптурность» тела, но мне трудно что-то передать цветом. У меня есть на переднем плане тела, а фон мне не совсем интересен. 

– А вам не кажется, что иногда мы слишком стесняемся тела?  

– Так и есть. Мы – бестелесные, эфирные существа, совершенно мистические и магические. На самом деле я и сама стесняюсь своих работ. Когда делаю, стесняюсь, когда показываю, стесняюсь.

– Вы же это все равно делаете?! 

– Что-то заставляет меня это делать, а как женщина, как человек, я их стесняюсь.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3384 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку