Азия на подъеме… вновь

6246

Итальянец, испанец и грек поужинали в одном из лучших ресторанов Брюсселя… Кто оплатил счет?

Немец, по всей видимости. В каждой шутке есть доля правды, а эта представляется наиболее уместной, принимая во внимание тот факт, что я только что вернулся из Берлина, где посетил конференцию крупнейших в Европе инвестиционных фондов, то есть правда действительно присутствует.

Царивший вокруг пессимизм был ощутимым. Задача мероприятия состояла в том, чтобы выяснить, с какими рынками мировые компании, специализирующиеся на распределении активов, связывают инвестиционные возможности, и хотя большинство участников мероприятия являлись европейскими организациями, их внимание было явно направлено за пределы Европы. В настоящее время инвестиционное сообщество переключается на Африку и Азию, которые обладают различными по характеру потенциалами. Африка представляет собой последний развивающийся рынок, тогда как Азия, которая уже выделилась из этой категории, предполагает более разнообразные возможности.

Значение Азии с точки зрения рос­та мирового рынка заключается не только в том факте, что сначала Япония, а теперь Китай занимает второе место в мире по размеру экономики, но также в огромном количестве менее крупных стран, набирающих вес в какой-либо области.

Регион переживает устойчивый рост ВВП, который превышает средний показатель по миру (3,3%) и аналогичный индикатор для России, где рост экономики в настоящее время замедлился до 2,9% относительно прошлого года. Россия все еще опережает большинство развитых стран, но отстает от других развивающихся рынков. Можно было бы ожидать, что с начала кредитного кризиса развитие экономики новых лидеров азиатского региона существенно замедлится, по мере того как сначала США, а затем Европа вступили в пору рецессии и крайне низких темпов роста. Тем не менее фактические показатели варьируются: экономика Индонезии прибавила 5,8% в годовом выражении в период с 2008 по 2012 год, Сингапура – 5,0%, Филиппин – 4,2%, а Китая – 9,6% (хотя в последнее время показатель снизился). Это свидетельствует о том, что рост азиатского региона связан не только с экспортом.

Новый суперпотребитель из Азии стал локомотивом развития экономики региона. Нам всем известна любовь японцев к предметам роскоши (компания LVMH имеет 24 магазина в Японии). Однако объемы потребления побили рекорды по всей Азии. Это наиболее заметно в Китае, где очередь на автомобили марки Porsche Cayenne расписана на три года вперед и где Швейцария могла бы реализовать годовой объем производства часов. Опередив Америку, в настоящее время Китай может похвастаться крупнейшим авторынком в мире. Пройдет еще немного времени, и китайские производители займут доминирующие позиции на мировом рынке, как когда-то японские компании, выпускающие мотоциклы. 

В Азии другая экономическая философия, которая не подпадает под типичные классификации западных бизнес-школ. Зачастую государство является сердцем экономики, а жажда выгоды умеренна. Эта идеологическая разница, на мой взгляд, означает, что единой мировой модели капитализма не будет, но будут сосуществовать его различные формы. Азиатский вариант, отличающийся большей прагматичностью, по моему мнению, предполагает гораздо лучшие инвестиционные возможности на долгосрочном горизонте. 

В сочетании со столь разными экономическими перспективами устойчивый и заметный рост ВВП приведет к смещению возможностей и влияния во всем мире. Здесь я говорю именно о влиянии, а не о могуществе, поскольку азиатские страны (особенно Китай) предпочитают пользоваться влиянием и рекомендациями в отличие от политики грубой силы, которой склонны пользоваться страны Запада. 

На мой взгляд, азиатские компании имеют большой потенциал в том, что касается ориентации на производство продуктов и инноваций для внутреннего рынка, которые потом могут получить мировое распространение. Достаточно обратить внимание на рынок музыки, где когда-то занимавшая нишевые позиции азиатская поп-музыка теперь становится все более популярной во всем миру. Те, кто не слышал песни южнокорейского рэпера Gangnam Style, поверьте мне: это всего лишь начало новой волны, которая изменит ваше сознание по мере того, как Азия вновь набирает вес. В конце концов, в XVIII веке китайский император сказал: «Если вещь сделана за пределами Китая, она ничего не стоит». Сколько еще пройдет времени, прежде чем эта цитата вновь станет актуальной?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить