Автор «Черного лебедя»: Я одержим Шелковым путем

6485

Нассим Талеб (Nassim Taleb), известный в Казахстане больше как автор «Черного лебедя», одержим идеей возрождения нового Шелкового пути, которая представляет собой, как он выразился, «победу торговли над геополитикой»

С какими мыслями едет на Астанинский экономический форум американский трейдер и экономист, чье мнение интересно для мировых рынков? Об этом г-н Талеб рассказал нашему изданию. Он был весьма лаконичен и конкретен, не допуская возможности для интерпретаций.

Г-н Талеб, каких еще «черных лебедей», помимо Трампа, Brexit и Макрона, можно ожидать в ближайшее время? Как такая непредсказуемость может сказаться на мировых фондовых рынках?

- Ясно, что за пределами журналистских толков система борется с проблемами, связанными с глобализацией. Это создает концентрации и эффекты «победитель получает все», что угрожает системам. Этот рост «популизма» является реакцией против определенного класса бюрократов, которые плохо понимают социальные и экономические реалии. Система сама себя исправляет.

Сейчас принято говорить, что мировыми рынками правят торговые роботы, математические алгоритмы. Какие риски это несет для будущего биржевой торговли?

- Мы видели много сбоев от бессмысленной роботизации: от усиления резких обвалов на фондовых рынках до «ошибок ввода». В прошлом эти ошибки несли бы тривиальные последствия. Сегодня вещи должны быть совершенными. Роботизация вызывает взаимосвязь рынков и концентрации. Я думаю, что в конечном итоге рынки будут полагаться на алгоритмы, но с большим участием и бдительностью человека.

Какие активы вы находите привлекательными для портфельных инвестиций с горизонтом до трех лет?

- Я никогда не говорю людям, что покупать. Я говорю им о том, чем я владею. Я очень осторожен, и у меня 20% акций (в основном в США) с хеджированием, некоторая недвижимость (положительный денежный поток), мультивалютная корзина и золото (и другие металлы). Я не особенно люблю золото, но я обязан владеть им для стабильности. У меня нет облигаций.

Выглядит парадоксально, но Китай сейчас выступает за свободную мировую торговлю, в то время как нынешняя администрация США придерживается протекционистской риторики. Что это: сигнал о скорой смене мирового экономического лидера или что-то другое?

- Люди неправильно понимают текущую администрацию [США], и пресса искажает направленность. Суть политики не в автаркии, а в более осторожном подходе к глобализации. В целом они [нынешняя администрация Белого Дома] являются сторонниками торговли, но «с осторожностью» - так, если бы кто-то выступал в пользу диверсификации, но с определенными ограничениями, чтобы вещи не выходили из-под контроля.

Как вы считаете, что стоит за инициативой Китая «Один пояс - Один путь»? И какие выгоды или потери эта инициатива может принести странам-участницам проекта?

- Это вне моей компетенции.

Геополитическая ситуация выглядит весьма непредсказуемой на фоне твитов Трампа, а также заявлений северо-корейского телевидения и запусков ракет с территории Северной Кореи. К чему мы идем? Чем все это может закончиться?

- Учитывая то, что я был трейдером, я понимаю Трампа. Его язык является языком предпринимателя в транзакции. Раньше у него никогда не было супервайзера, так что вам нужно учитывать это. Но он был очень-очень проницателен и осторожен как бизнесмен, особенно после 1980-х годов.

- Чем вам интересен нынешний Астанинский экономический форум, какими спикерами, дискуссионными темами?

- Все выглядит интересно. Центр тяжести мира до семнадцатого века был там [на Востоке]. Я становлюсь одержимым Шелковым путем, поскольку он представляет собой победу торговли над геополитикой.

Автор: Дэниэл Ферро

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить