Белый дом сообщил две новости. И обе противоречивые

21941

Правда, это только на первый взгляд

ФОТО: Depositphotos.com/SURZet

Во вторник, 28 ноября, президент США сделал заявление, что достигнута финальная стадия на пути к подписанию первой фазы торгового соглашения с Китаем. Рынки данное заявление встретили с нескрываемым оптимизмом, биржевые котировки подскочили до рекордных показателей.

В то же время было объявлено, что американский президент подписал два закона, которые официальный Пекин моментально охарактеризовал как вмешательство в свои внутренние дела. Первый закон провозглашает защиту прав человека и демократии в Гонконге. Второй закон запрещает компаниям США продавать силам правопорядка Гонконга спецсредства (резиновые пули, боеприпасы со слезоточивым газом), которые могут быть использованы для разгона демонстраций в протестующем городе.

Президент Трамп так прокомментировал ситуацию: «Как вы знаете, у меня очень хорошие отношения с председателем Си Цзиньпином. Мы находимся на последних этапах работы над очень важным соглашением. Пожалуй, самым важным торговым соглашением в истории. Дела идут очень хорошо, но в то же время мы хотим, чтобы дела шли хорошо и в Гонконге».

МИД Поднебесной в ответ на гонконгский демарш Вашингтона пообещал чувствительные контрмеры. Таким образом, ключевой вопрос наступающей недели: заблокирует ли Китай в очередной раз подписание торгового соглашения и почему Белый дом готов рисковать переговорным процессом с континентальным гигантом в угоду маленькому Гонконгу?

Несомненно, президенту Трампу по-человечески наверняка было приятно, что жители Гонконга массово вышли на улицы с его фотографиями и американскими флагами в знак благодарности за поддержку. Но реальные причины столь решительных действий, конечно, в другом.

Прежде всего, для США стратегически важно сохранение коммунистическим Драконом в отношении либерального Гонконга политики «одна страна, две системы», гарантированной Пекином более двадцати лет назад и позволяющей Гонконгу жить в режиме широкой автономии. Пока город сохраняет свой особый статус и бунтарский дух, другой важнейший американский союзник в подбрюшье Дракона - Тайвань - имеет шансы на манёвр в деле защиты своего суверенитета. И если Вашингтон не поддержит Гонконг сегодня, то завтра у него будут сложности с обоснованием помощи независимому острову, в случае силовой акции КНР против Тайваня (о возможности чего 6 ноября предупредил министр иностранных дел Тайваня Джозеф Ву).

Вместе с тем Америка уверена, что Китай из-за принятых законов на крайние меры не пойдёт, поскольку зафиксированные договором от 1992 года эксклюзивные политико-экономические отношения между США и Гонконгом, позволяют Пекину использовать город в качестве эффективного портала для доступа к мировым финансам. Достаточно упомянуть, что текущая торговая война до сих пор обходила экономику и финансы Гонконга стороной,и американские пошлины никак не коснулись его торговых потоков. Через эту форточку втягивают свежий воздух и ноздри гиганта.

Дополнительной уверенности американскому Орлану придают, видимо, и сводки о финансово-экономическом состоянии Дракона. Вот некоторые из них.

ING со ссылкой на статистику Народного банка КНР сообщает: за три последних месяца в экономику Китая было влито 13,9 трлн юаней дополнительных кредитов в национальной валюте. За квартал экономика получила «допинг» на сумму, эквивалентную 14,5% номинального ВВП. Однако завести мотор экономического чуда даже при такой дозе кредитных инъекций оказалось невозможно. По итогам квартала рост китайской экономики замедлился до минимума за всё время современной статистики (с 1992).

Hoisington Management подтверждает выводы ING: «печатный станок» китайского ЦБ работает без остановки, отгружая в систему свежую порцию кредитов каждый квартал, однако эффективность этой стероидной «накачки» неуклонно и резко снижается. Если в период 2007-2009 на каждый доллар нового долга экономика КНР давала 0,65 цента нового ВВП, то за последние два года - лишь 0,34 цента.

Да, этот процесс наблюдается во всем мире: в еврозоне измеренная таким образом эффективность долга за 10 лет упала на 13,5%, в Великобритании - на 14,5%, в США - на 5,6%, в целом по глобальной экономике - на 11,1%. Но Китай стал «чемпионом» по спаду этого импульса - 38,2%.

Не всё ладно в банковской системе КНР. Аналитик UBS Джейсон Бедфорд отмечает: два крупных региональных банка - Hengfeng Bank с активами на $205 млрд и Chengdu Rural Commercial Bank с активами на $103 млрд - отложили публикацию годовых отчётов. У каждого из этих банков значительная часть баланса приходится на теневые кредиты, замаскированные под инвестиционные продукты.

Банковская система Китая с активами в $36 трлн, нагруженная корпоративным долгом в 150% ВВП и забалансовыми обязательствами, точный размер которых неизвестен, вероятно, даже китайскому ЦБ, рискует стать живой иллюстрацией принципа домино.

Bloomberg подсчитал: за первые четыре месяца 2019 объём дефолтов по корпоративному долгу в национальной валюте в КНР достиг 39,2 млрд юаней ($5,8 млрд), что примерно в 3,4 раза больше, чем за аналогичный период 2018.

«Темпы роста числа дефолтов более чем втрое превышают показатели прежде рекордного 2016 года, и если ничего не изменится, в 2019 году Китай обновит по дефолтам исторический пик. По мере того как экономика замедляется из-за торговой войны и угасания демографического взрыва прошлого века, обслуживать накопленные обязательства бизнесу становится всё сложнее». - сообщает Bloomberg.

Совокупность всех причин, а также позитивные сигналы американской экономики, её рост в третьем квартале выше ожиданий позволяют Орлану обозначить Дракону свою принципиальную позицию (подробнее об этом здесь).

Просчёт ли это или всё-таки верная ставка - понятно будет 15 декабря. До этой даты Китай и США планируют подписать торговое соглашение. В противном случае уже 16 декабря Вашингтон объявит о новом раунде пошлин на китайские товары.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с согласия автора

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить