Владеть Востоком

Несмотря на удаленность от метрополии, столица Приморья является одним из самых живых городов современной России

фото: Андрей Гундарев

Владивосток – город у моря. Соответственно, и климат здесь морской, муссонный. Летом, в самые теплые дни в году, его часто накрывают туманы, идут дожди. Нередки ураганы и тайфуны, которые, к счастью, теряют свою разрушительную силу, разбиваясь об острова соседней Японии. Поэтому, чтобы застать ясную погоду и увидеть весь Владивосток с окружающими его сопками, лучше посетить этот город зимой.

Хотя Владивосток является одним из самых крупных морских портов России, проще всего попадать в него не морским, а воздушным путем. Международный аэропорт Кневичи находится в 38 км к северо-востоку, по соседству с городом Артем. Пассажиропоток в 2013 году составил 1 млн 850 тыс. человек. Казахстанцам, чтобы добраться до Владивостока, можно воспользоваться услугами российских авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии», которые выполняют рейсы из Новосибирска и Екатеринбурга. От железнодорожного вокзала в центре города до Кневичей курсирует аэроэкспресс.

Для того же, чтобы понять географические масштабы нашего «северного соседа», и если достаточно свободного времени, стоит проделать путь до Владивостока, воспользовавшись услугами РЖД. От Москвы расстояние по железной дороге составляет 9288 км. Зимняя Россия впечатляет своими суровыми красотами, особенно пейзажами Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.

Паровоз Лазо

На подъезде к конечной станции Транссиба невольно вспоминается жуткая смерть героя Гражданской войны в России Сергея Лазо. Согласно одной из версий, в районе станции Муравьево-Амурская японцы живьем сожгли борца за советскую власть в Приморье в топке паровоза. Вспоминается садистский парафраз: «Бьется в тесной печурке Лазо…» В повести Виктора Пелевина «Желтая Стрела» упоминается «граненый флакон дорогого коньяка «Лазо» с пылающей паровозной топкой на этикетке». Кстати, сам тот паровоз стоит в качестве памятника на станции Уссурийск.

История освоения Приморья и всего Дальнего Востока вообще непроста. Начиная с казаков Ерофея Хабарова и Василия Пояркова в XVII веке и заканчивая лейтенантом Геннадием Невельским и генерал-губернатором Восточной Сибири графом Николаем Муравьевым, империя ценой больших усилий и человеческих жертв закреплялась на новых территориях. После подписания в 1858 году между Россией и Китаем Айгуньского договора площадь, занимаемая сегодня Приморским краем, была определена в совместное использование. На ней и был заложен Владивосток летом 1860 года. А в ноябре того года, после подписания Пекинского договора, край полностью перешел под юрисдикцию Российской империи.

В 1859 году генерал-губернатор Николай Муравьев-Амурский, обходя на пароходном корвете «Америка» берега залива Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала Золотой Рог в Константинополе, и граф предложил назвать ее так же, а на берегах приказал основать военный пост, который поименовал Владивостоком. В честь пароходного корвета получила имя первая улица города – Американская (ныне Светланская). Само название «Владивосток» образовано от слов «владеть» и «восток», по аналогии с Владикавказом. (Это как если сейчас Россия переименует Симферополь в какой-нибудь Владикрым.) Неофициальное китайское название – Хайшэньвэй, что в переводе означает «залив трепанга».

Военное укрепление Владивосток и бывший форт Верный – Алматы практически ровесники. Первый основан 2 июля 1860 года, второй – 4 февраля 1854-го. Владивосток изначально создавался как военный пост, а после того как в 1871 году из Николаевска-на-Амуре сюда были переведены главная база Сибирской военной флотилии, резиденция военного губернатора и прочие морские учреждения, его военная значимость еще более возросла. Статус основной базы флота потребовал создания укреплений для защиты от морских и сухопутных атак. Было развернуто масштабное строительство фортов и артиллерийских батарей по всему периметру города, в том числе на Русском острове. Идея превратить Владивосток в крепость принадлежала заведующему инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковнику Павлу Унтербергеру. Первые сооружения датируются 1880-ми годами. Работы по укреплению и модернизации защитных сооружений проводились вплоть до 1980-х годов. В 1970-е из-за обострения советско-китайских отношений было возведено большое количество артиллерийских батарей калибра 130 мм, командных пунктов, огневых точек. Всего было сооружено более 1300 объектов. В настоящий момент большая их часть пустует. Некоторые переданы музеям, например Владивостокской крепости.

Стратегическое военное значение Владивостока не потеряло своей актуальности до наших дней. Здесь располагаются штаб и многие службы Тихоокеанского флота ВМФ РФ. На одноименной с городом военно-морской базе базируется часть кораблей.

Большой Владивосток

Основа экономики Владивостока – это, конечно же, морской порт. Он является связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. В 2002-м объем внешней торговли города достиг показателя $725 млн ($206 млн – экспорт, $519 млн – импорт). Грузооборот Владивостокского порта по итогам 2009 года составил 15,6 млн тонн.

Главные статьи экспорта – рыба и морепродукты, древесина, черные и цветные металлы, суда. Основные предметы импорта – продукты питания, лекарства, одежда, обувь, бытовая техника и опять же суда. Владивосток является важным перевалочным пунктом для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и Юго-Восточной Азии.

Заметную долю товаропотока занимает ввоз новых и подержанных автомобилей из Японии. В городе расположен известный авторынок «Зеленый угол», специализирующийся на продаже подержанных японских машин. Владивосток – самый «автомобильный» город России, где на каждую тысячу жителей приходится 566 авто (данные 2008 года). Более 90 % машин – «праворульки» из Японии.

Для развития экономики региона и улучшения жилищно-транспортных условий в 1997 году был разработан проект «Большой Владивосток», предусматривающий административное объединение с городами-спутниками (Артемом, а в перспективе – Уссурийском и Находкой) для образования единого мегаполиса. Проект поддержан в федеральных правительственных планах (Минрегионразвития и Мин­экономразвития) по созданию так называемых опорных городов. Он включен в генплан Владивостока, принятый в 2008 году.

Главное препятствие на пути развития «Большого Владивостока» – отсутствие дорог и современного муниципального транспорта. При наличии должного финансирования и четкой программы действий контуры мегаполиса могут сложиться к 2025–2030 годам. Численность населения всей агломерации в далекой перспективе оценивается в 2,5 млн человек.

Мост за миллиард

Благодаря саммиту АТЭС-2012 облик Владивостока сильно изменился. Экономический форум стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества проходил со 2 по 9 сентября. На его площадке встретились лидеры ведущих держав региона – Китая, России, США и Японии, между которыми был подписан ряд соглашений. Подготовка к саммиту предусматривала модернизацию городской инфраструктуры. Основными объектами строительства стали вантовые мосты через пролив Босфор Восточный к острову Русский, через бухту Золотой Рог, а также новый кампус Дальневосточного федерального университета. Проект подвергался общественной критике по причине высоких затрат. Заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, который возглавлял оргкомитет по подготовке к саммиту, в ответ заявлял, что ни одного объекта сродни «потемкинской деревне» в Приморье построено не было – «там можно либо работать, либо учиться».

Контуры мегаполиса могут сложиться к 2025–2030 годам при наличии финансирования

Вопрос целесообразности строительства Золотого и Русского мостов неоднократно поднимался российской оппозицией. Ведь сооружение последнего стало самым дорогостоящим проектом постсоветской России (эквивалент 

$1 млрд). Лишь в этом году его «переплюнули» затраты на организацию зимних Олимпийских игр в Сочи. Тем не менее мосты позволили решить ряд транспортных проблем города, а также стали его визитной карточкой, превратившись в значимые туристические объекты.

Русский мост является мировым рекордсменом среди вантовых мостов. Он имеет самый большой пролет длиной 1104 метра. Опоры обоих мостов красочно подсвечены. С окружающих Владивосток сопок ночью открывается прекрасный вид на оба сооружения.

Поражает размерами новый кампус Дальневосточного федерального университета на острове. Общежития рассчитаны на 11 тыс. студентов и преподавателей. Учебные корпуса размещены в центре кампуса: гуманитарный (в дни саммита – конференц-центр) и естественно-научный (пресс-центр соответственно). Между ними расположен 11-этажный Студенческий центр для различных объединений и организаций. Здесь есть конференц-зал на 900 мест, все необходимые инфраструктурные службы, а также магазины, клубы, кафе. Слева от гуманитарного корпуса – спортивный блок, включающий несколько бассейнов, крытых теннисных кортов и спортивных площадок. Ландшафтно-парковая и спортивная зоны кампуса занимают 54 га. Парк окружен скверами и малыми архитектурными формами, пешеходные и велосипедные дорожки пересекают всю территорию. В северной части кампуса находятся открытый стадион на несколько тысяч мест, теннисные корты, волейбольная площадка. Основная достопримечательность кампуса – набережная длиной 1300 метров, протянувшаяся вдоль бухты Аякс. Пирс рассчитан на швартование небольших прогулочных лодок, катеров и яхт. Правда, остается открытым вопрос востребованности такого большого университета на Дальнем Востоке. Если говорить об иностранных студентах, то большинство из них предпочитают обучаться в вузах Австралии, которые уже давно зарекомендовали себя.

фото: Андрей Гундарев

Весь город с нетерпением ждет открытия нового Приморского океанариума на Русском острове. Предполагаемый срок запуска – сентябрь 2014 года. К осени 2013-го коллекция океанариума уже была укомплектована на 60 %. Пока в нее входят в основном морские животные, пойманные неподалеку, в заливе Петра Великого. Также есть морские млекопитающие – белухи, афалины, моржи, морские котики, сивучи и байкальские нерпы. Старый океанариум ТИНРО на Спортивной набережной значительно уступает новому в размерах и оснащенности, но тоже пользуется большой популярностью у жителей и гостей города.

Как в Сан-Франциско

Самым удобным для обозрения панорамы пунктом является Орлиная сопка высотой 199 метров на северном берегу бухты Золотой Рог. С ее вершины открывается потрясающий вид практически на все районы города. Но в последнее время сопка подвержена так называемой внеплановой точечной застройке. На ее склонах как грибы растут новые высотные жилые комплексы, закрывая вид на бухту и Золотой мост, что вызывает у местных жителей резонный протест. В феврале этого года инициативная группа общественников провела ряд пикетов и акций против застройки.

На южном склоне Орлиной сопки расположен единственный на Дальнем Востоке фуникулер, построенный еще в 1962 году. Строительство началось в 1959-м по инициативе Хрущева. Возвращаясь после визита в США, он посетил Владивосток и вознамерился превратить его во «второй Сан-Франциско». Кроме туристов основными пассажирами фуникулера являются студенты ДВФУ, учебные корпуса которого расположены поблизости от остановочных пунктов. Параллельно фуникулеру по склону горы в 1957 году проложена лестница, достаточно крутая, но значительно сокращающая путь между вершиной сопки и ее подножием в ночное время, а также во время ремонта или профилактики передвижного средства. Местные жители называют ее «лестница здоровья» и «1001 ступенька» (хотя ступеней всего 368).

Из музеев наиболее интересна «Мемориальная гвардейская подводная лодка С-56». Вместе со сторожевым кораблем «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») она входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». Внутренние помещения переоборудованы под музей. В кормовой части лодки механизмы демонтированы, расположена экспозиция, посвященная подводным силам Тихоокеанского флота. В центральной и носовой частях отсеки сохранены, на стеллажах в первом отсеке размещен торпедный боезапас. В каютах личного состава можно прилечь на койки и почувствовать весь аскетизм бытовых условий. (Быт моряков Тихоокеанского флота очень живо описан в спектакле Евгения Гришковца «Как я съел собаку».)

Гулять по зимнему Владивостоку одно удовольствие, главное – не подходить близко к набережным Амурского и Уссурийского заливов. Очень сильный холодный ветер мгновенно забирает все тепло из организма, не помогает даже самая теплая одежда. Застывшая поверхность заливов, несмотря на пронизывающий ветер, полна черных недвижимых силуэтов рыбаков, промышляющих подводной ловлей. Летом погода более комфортная. Весь город в самые жаркие деньки отправляется на главный городской пляж – Лазурную бухту, которую дальневосточники называют старым именем Шамора. Выходец из Владивостока Илья Лагутенко назвал «Шаморой» один из альбомов своей группы «Мумий Тролль».

Главные статьи экспорта – рыба и морепродукты, древесина, черные и цветные металлы, суда

Миллионка

В центре исторического района «Миллионка», на улице Набережной, возле стадиона «Динамо», в сентябре 2011 года управляющая компания VVO Project совместно с группой «Мумий Тролль» открыли «Мумий Тролль Music Bar». Бар пользуется большой популярностью, пожалуй, это одно из самых посещаемых ночных заведений Владивостока.

Сама же «Миллионка», бывший «Чайна-таун», сохранила совсем немного своего исторического очарования. Осталось небольшое количество дворов, построенных на рубеже XIX и XX веков, попасть в которые можно через узкие проходы со стороны улицы адмирала Фокина. Кварталы «Миллионки» сохранились в той же конфигурации, что были в начале ХХ века, с учетом постепенного разрушения в ходе эксплуатации. Во многих домах не предоставляются коммунальные услуги, в подъездах сохранились деревянные лестницы, двери и меж­этажные перекрытия, а также кровля, износ которых весьма велик. В целом «Миллионка» имеет крайне плачевный вид. Но при грамотном подходе эти кварталы могли бы стать очень интересным туристическим объектом города.

С момента основания Владивостока в нем проживало большое количество иностранцев, в основном китайцев. Причина появления «Миллионки» состояла в желании царской администрации локализовать расселение гостей из Поднебесной. Вплоть до конца 1930-х годов здесь имелись достаточно крупные китайские, японские и корейские общины. Но в середине 1920-х советская власть взяла курс на отказ от иностранной рабочей силы и ограничение частного предпринимательства. Проводилась политика вытеснения иностранцев, численность общин стала сокращаться, и к 1939 году все они прекратили свое существование. Было принято решение ликвидировать и «Чайна-таун». По иронии судьбы этому предшествовала «кампания по борьбе с шовинизмом» 1933 года, в ходе которой любой житель мог быть привлечен к уголовной ответственности за пренебрежительное высказывание в адрес китайца.

Однако после развала СССР иностранцы стали возвращаться в Приморье. Сейчас во Владивостоке есть большие диаспоры корейцев, китайцев, японцев и вьетнамцев. Действуют несколько крупных «китайских» рынков, большое количество ресторанов и просто «забегаловок» восточной кухни. В последние 10 лет в регион стали приезжать гастарбайтеры из Средней Азии. Эти преобразования, развитие инфраструктуры добавляют жизни Владивостоку и всему Приморью. Хотя, конечно, «владеть всем Востоком» у России не получилось. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

2526
просмотров