Для чего укрощать «Дикий Запад инноваций» в цифровом здравоохранении

3729

Цифровые технологии в корне меняют нашу повседневную жизнь. Мобильные устройства отслеживают наши движения, маркетинговые алгоритмы руководят нашим потреблением, а социальные сети формируют наши мировоззрение и политику. Помимо явных преимуществ такие инновации содержат и значительные риски, включая потенциальный рост существующего в наших обществах неравенства. И перспектива становится особенно тревожной, когда речь заходит о глобальном здравоохранении

Фото: pixabay.com

Поддержку и масштабирование инноваций в цифровом здравоохранении нельзя назвать лёгким процессом. Из более чем 600 пилотных инициатив в области мобильного здравоохранения, возникших за последнее десятилетие, лишь немногие достигли масштабных результатов и ещё меньшее число в итоге получило поддержку. Тем не менее некоторые громкие инициативы в цифровом здравоохранении – такие как MomConnect в Южной Африке и Mobile Academy, TeCHO+ и ANMOL в Индии – по крайней мере частично – были переведены с донорского финансирования на государственное. Эти изменения являются частью продолжающейся волны энтузиазма в отношении потенциала новых технологий с точки зрения улучшения систем здравоохранения и, в свою очередь, человеческого здоровья. Они отражают ключевые возможности для формирования сектора цифрового здравоохранения, который будет приносить пользу всему обществу.

Безусловно, к настоящему времени уже предпринимаются шаги по позиционированию связанных со здравоохранением цифровых технологий в качестве прорывной силы, направленной на достижение всеобщего блага. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) недавно объявила о создании Департамента цифрового здравоохранения, наряду с руководящими принципами процедур внедрения цифрового здравоохранения.

Более того, некоторые инициативы, развёрнутые сейчас по всему миру, обладают значительными перспективами. Например, правительства Ганы, Южной Африки и Танзании в числе прочих используют практически повсеместный доступ к мобильным телефонам для дополнения ограниченного взаимодействия с поставщиками медицинских услуг путём предоставления бенефициарам важной информации о здоровье.

Инициативы, нацеленные на оснащение поставщиков медицинских услуг цифровыми инструментами – например, в Индии – позволяют им избавиться от громоздких бумажных записей и улучшить контент клиник в области предоставления услуг (с помощью алгоритмов поддержки принятия решений, видео и другого контента, позволяющего улучшить взаимодействие между пациентом и поставщиком). Также предпринимаются усилия по использованию технологии блокчейна для отслеживания потоков финансирования и содействия своевременной оплате труда рядовых работников.

Однако не существует никаких гарантий того, что цифровые инновации в области здравоохранения будут приносить всеобщую выгоду. Вот почему, прежде чем переходить к использованию любого нового цифрового инструмента, жизненно важно подумать о том, кто его получит, какова мотивация различных участников, вовлечённых в его разработку и развёртывание, а также о возможных последствиях и скрытых издержках для пользователей и системы здравоохранения.

Начать стоит с охвата. Если продукт требует высокого уровня цифровой грамотности, он может быть недосягаем для людей, которые не имеют доступа к образованию или медицинскому обслуживанию, – и тогда принятие такого продукта усугубит и усилит неравенство. Для оптимизации дизайна, охвата и эффективности программ цифрового здравоохранения необходимо согласовывать возможности пользователей и требования к технологии. Предлагаемые инновации требуют деликатности в вопросах доступности технологий и упорной приверженности укреплению систем здравоохранения, которые будут служить всем членам общества.

Следующим идет вопрос о том, кто разрабатывает и внедряет инновации в области здравоохранения, а также кто за них отвечает. В прошлом инновации подразумевали сотрудничество между правительствами, донорами, НПО и исследовательскими организациями. В эпоху цифровых технологий к этому процессу присоединились новые участники, такие как операторы мобильной связи и технологические компании, каждый из которых имеет собственный стиль, повестку дня и стимулы. При отсутствии посредничества это может привести к искажению расстановки сил, когда отдельные инициативы становятся «слишком большими, чтобы обанкротиться», а правительство не справляется со своими надзорными функциями.

Кроме того, следует оценить более обширное потенциальное воздействие на пользователей. Рассмотрим вопрос о конфиденциальности данных. Программы цифрового здравоохранения могут быть сопряжены со сбором огромных объёмов персональной информации. В процессе сбора она проходит через множество каналов, что значительно усложняет задачу её обезличивания. Это подвергает конфиденциальность серьёзному риску, который усугубляется соблазном превратить данные пациентов в товар и продать их. Хотя это может показаться лёгким способом увеличения прибыли для поддержки и расширения программ здравоохранения, продажа личных данных подрывает доверие к системам охраны здоровья.

К счастью, некоторые правительства признают важность таких аспектов и в настоящее время предпринимают усилия по снижению рисков, угрожающих конфиденциальности. Европейский союз возглавил путь в этом направлении, приняв недавно «Общий регламент по защите данных». И теперь ряд других стран с низким и средним уровнем дохода следуют его примеру, принимая собственные стандарты обеспечения конфиденциальности данных.

Однако регулирование существующей деятельности – лишь первый шаг. Учитывая невозможность предвидеть все способы использования данных в будущем, необходимо создать надёжные структуры управления, способствующие прозрачности и подотчётности. В противном случае цифровые инновации грозят превратиться в своего рода «Дикий Запад», среду без всякого закона, где люди оказываются во власти любого нового и могущественного новатора, который появляется в городе.

Шестой глобальный симпозиум по научным исследованиям в области систем здравоохранения, который пройдёт в следующем году, будет посвящен взаимосвязи ответственного государственного управления, инноваций и подотчётности. Лишь обладая ясной оценкой новой технологии – в том числе пониманием, кто за неё отвечает и кого её внедрение может обойти стороной, – мы гарантируем, что цифровая революция выполнит обещание улучшить здравоохранение во всем мире.

Аша Джордж, председатель организации Health Systems Global и профессор Школы общественного здравоохранения Университета Западного Кейпа, Южная Африка

Эмнести Лефевр, доцент Школы общественного здравоохранения и семейной медицины в Университете Кейптауна
Раджани Вед, директор Национального ресурсного центра систем здравоохранения Индии

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить