Школьники и родители «не знают, чего не знают»

5973

Между словосочетаниями «последний год» и «повсеместная цифровизация», по сути, можно ставить знак равенства

ФОТО: unsplash.com/Kelly Sikkema

Мы стали заказывать онлайн гораздо больше, заходить в спортзалы по QR, учиться и работать дистанционно. Один из стереотипов здесь, что цифровизация – это про взрослых. Это наших родителей нужно учить пользоваться eGov, оплачивать коммуналку онлайн и тому, что не вся информация в WhatsАpp правдива. А дети? Они и так сами разберутся.

В связи с этим интересно свежее исследование от некоммерческой организации CS42, анализирующее отношение детей и родителей к урокам информатики и уровень цифровой грамотности школьников. Судя по выводам, ситуация напоминает фразу «святая простота» – родители в целом довольны обучением, а ученики предмет любят и на преподавателей не жалуются. Вот только результаты, показываемые на международных экзаменах PISA и ICILS, оставляют желать лучшего Это говорит о том, что и школьники и родители «не знают, чего не знают». И это тот самый случай, когда имеет смысл использовать top-down-подход в разработке программы обучения и активно изучать международный опыт, как доносить знания о технологиях, алгоритмах, безопасности в Сети и в целом цифровой грамотности в школе.

Сегодня в среднем только шесть цифровых навыков из 17 старшеклассники приобретают на уроках информатики. Что это значит? Возможно, все отлично и, наоборот, следует меньше времени отводить на разбор таких вещей, как редактирование фото или видео, – школьники и так научились этому через Instagram и TikTok. С другой стороны, может, стоит обратить внимание, что знания получены «на улице» и что, если ученик умеет пересылать информацию в WhatsАpp, это совершенно не означает, что он умеет ее критически оценивать. Тогда нужно стремиться, чтобы цифровые навыки все-таки формировались в значительной степени в школе.

В целом наибольший интерес представляют три вывода исследования.

  1. Для сельских учеников уроки информатики являются едва ли не единственным источником знаний о компьютерной науке.
  2. Информатика воспринимается школьниками как урок программирования.
  3. Значительного фокуса именно на школьниках в государственных программах цифровизации нет.

По первому пункту интересно, что именно нахождение в селе или городе является определяющим, а не язык обучения или специализация школы. Причем фактор этот настолько существенный, что требует адаптации программы – под наличие оборудования, качество интернета и то, что для сельских детей урок информатики – это основной источник информации о технологиях. У них меньше подкованных в этом взрослых в окружении, меньше гаджетов в семье, никаких кружков робототехники или программирования вокруг.

Второй вывод является существенным фактором для формирования человеческого капитала в креативной и IT-индустриях. То, что старшеклассники считают, что информатика – это про программирование, значительно влияет на то, какие профессии и специализации они выбирают при поступлении в вуз. Специалист по AI-этике, умным фермам, Big Data или сетевому оборудованию будет столь же редким зверем, как снежный барс в Казахстане, если школьники полагают, что информатикой стоит интересоваться только тем, кто собирается стать кодером.

Что касается третьего пункта, я не хочу сказать, что этот фокус обязательно нужен или что программы без него не работают. Но в таком случае нужно понимать, что именно школьный преподаватель, МОН и, вероятно, МЦРИАП являются теми, от кого на национальном уровне зависит, будет ли что-то сделано в этом направлении или нет. Не по существующему уже плану, а по тому, который еще предстоит составить. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить