Темирханов: Нужно проводить расследования по тем, кто нечестно обогащался

154761

Известный казахстанский экономист Мурат Темирханов прокомментировал выступление Токаева перед крупнейшими бизнесменами Казахстана

Мурат Темирханов
ФОТО: © Андрей Лунин
Мурат Темирханов

Исчезнут ли из казахстанского бизнеса «избранные»? Нужен ли Казахстану совет предпринимателей при правительстве? Почему следует прекратить обязательное членство в НПП «Атамекен»? Об этом и многом другом Forbes.kz поговорил с известным казахстанским экономистом, финансистом Муратом Темирхановым.

F: Мурат Рахимжанович, как вы оцениваете выступление Токаева 21 января перед бизнесменами? Что особенного вы отметили в речи президента, адресованной бизнес-сообществу?

- В целом выступление Токаева было вдохновляющим. Первое, что мне очень понравилось, – был сделан по-настоящему критический анализ проблем нашей экономики, который не делался ранее. Сейчас, пускай коротко, но глава государства обозначил корневые, ключевые проблемы, о которых раньше никто и не пытался заикаться.

Самое главное - было сказано о громадном расслоении общества, что чуть ли не половина населения Казахстана живет на минимальную зарплату и в то же время в нашей экономике есть «избранные». Были намеки, что часть богатых бизнесменов получили свои богатства несправедливо: за счет государства, за счет прямых подарков, за счет природных ресурсов и т.д. Конечно, это не про всех. Есть много бизнесменов, которые благодаря своей предприимчивости добились высоких показателей и не пользовались какими-то особыми привилегиями. Речь шла о тех, о ком говорил президент «друзьям - все, остальным - по закону». Это очень хороший месседж, который мне понравился и о котором никогда раньше не говорилось.

Еще один тезис, который мне понравился и который никогда ранее не озвучивался – что теперь не будет избранных, не будет элит, которым можно все, а остальным – по закону. Для меня это был самый главный новый принцип работы государства в условиях Казахстана.

В целом многие принципы и задачи, описанные президентом, очень хороши, но на данном этапе они обозначены лишь широкими мазками, без какой-либо конкретики.

F: Что еще привлекло ваше внимание? Что не понравилось в выступлении?

- Очень правильно было сказано, что новые реформы не преследуют цели отнять и перераспределить существующий бизнес. Это, конечно, хороший сигнал о том, что частная собственность неприкосновенна. Но практически вся страна видела, как некоторые «избранные» группы, олигархи обогащались просто на пустом месте. Я считаю, что те бизнесмены, которые заработали свои состояния несправедливым, нечестным путем - в их адрес не нужно говорить: ну ладно, раз уж эти богатства твои, теперь уже не отнять. Нужно проводить расследования. Если не будет последствий – это будет плохой сигнал о том, что можно нечестно обогащаться за счет своих связей, и тебе за это ничего не будет. В результате такого подхода снова начнется недопонимание и недоверие народа к власти.

Сейчас много говорят об утильсборе, о беспределе на китайской таможне. Считаю, очень важно, чтобы несправедливость тут не только прекратили, а нужно, чтобы кого-то наказали за нечестное обогащение, включая чиновников, которые позволили такое обогащение. Все в Казахстане знают, что утильсбор и недополученные таможенные сборы – это лишь хорошо видимая верхушка айсберга по нечестному обогащению в Казахстане.

F: А что можно сказать относительно предупреждения президента об ужесточении мер по отношению к недобросовестным налогоплательщикам?

- Еще в январе 2020 года Токаев говорил, что государство из-за всевозможных налоговых льгот недополучает более 4 трлн тенге в год. Это означает, что нам не нужно было бы использовать Национальный фонд, если бы не было этих льгот. Тогда президент жестко поручил разобраться с этими налоговыми льготами, но об этом все забыли. И тогда я понимал, почему так произошло - потому что налоговые льготы опять же получали в основном «избранные» олигархи.

Сейчас президент снова поднял этот вопрос. Глава государства абсолютно правильно сказал, что доля от налогов в ВВП в Казахстане маленькая, по сравнению с развитыми странами и даже по сравнению с нашими соседями. Это говорит о том, что налоговые ставки у нас более или менее нормальные, но мы не можем собрать достаточно налогов из-за различных льгот, особенно крупным и сырьевым компаниям, которые в принципе не должны иметь такие льготы. Очень бы хотелось, чтобы история о том, как не стали заниматься анализом налоговых льгот, снова не повторилась.

F: Каково ваше отношение к созданию фонда «Қазақстан халқына»?

- У нас в принципе с бюджетной политикой большая проблема. Республиканский бюджет лишь на 60-70% покрывает расходы правительства. Остальные расходы бесконтрольно финансируются за счет «Самрук-Казыны», «Байтерека», печатного станка Нацбанка, всевозможных внебюджетных фондов - ФМС, ЕНПФ и т.д. Также до сих пор у нас в Казахстане нет нормальных бюджетных правил, описывающих, как в кризис нужно увеличивать расходы правительства, а в благоприятный период – как сокращать эти расходы. У нас большие проблемы по пенсионным и по социальным расходам бюджета. До сих пор бюджетные расходы, направляемые на развитие экономики, крайне неэффективны. То есть в бюджетной политике Казахстана громадные проблемы, но пока я не услышал от главы государства, что их надо решать.

И несмотря на необходимость глубоких и кардинальных реформ в бюджетной политике, у нас вдруг возникает новый внебюджетный фонд «Қазақстан халқына», который нарушает международно признанные принципы бюджетной политики. Все перечисления в этот фонд – это, по своей сути, квазиналог, по которому нет никакого понимания или каких-либо прозрачных правил. Зачем вообще нужно было создавать этот фонд? Если кто-то нечестно заработал деньги, то их надо изымать по закону в бюджет. Если кто-то получил несправедливые налоговые льготы, то пускай возмещает эти льготы в бюджет и дальше платит стандартную ставку налога.

Не нужно создавать никаких непонятных внебюджетных фондов. Все расходы на социальные нужды, образование, медицину и так далее должны идти прозрачно через госбюджет и утверждаться парламентом.

F: Что вы можете сказать о создании совета отечественных предпринимателей?

- Для меня это продолжение командно-административной системы, которая у нас существовала до настоящего времени. У нас уже есть совет иностранных инвесторов и есть НПП «Атамекен». Спрашивается, чем новый совет будет лучше того, что было раньше? Кто будет членами нового совета? Не будут ли члены этого совета новыми «избранными», то есть новыми фаворитами, приближенными к власти? Я считаю, что вместо создания нового совета для бизнеса, лучше бы провели кардинальную реформу в области создания независимых, саморегулируемых бизнес-ассоциаций. Различные отрасли экономики имеют свои специфические особенности, они видят, что нужно продвигать свои интересы во власти, они создают ассоциации по отраслям, финансируют их и сами выбирают туда инициативных руководителей.

Сегодня в Казахстане есть единственный представитель бизнеса во власти – НПП «Атамекен», членство в котором, по закону, обязательное для всех. По свей сути НПП и Федерация профсоюзов Казахстана представляют собой квазигосударственные структуры, которые находятся в большой зависимости от властей. Я считаю, что необходимо прекратить действие закона об обязательном членстве в НПП и перейти на саморегулируемые бизнес-ассоциации. Уже представители этих ассоциаций, а не отдельные «избранные» бизнесмены должны стать членами нового совета отечественных предпринимателей. То есть это должны быть отраслевые представители бизнеса.

F: По вашему мнению, как представители бизнеса отнеслись к этому выступлению президента? Примут ли новые «правила игры»? Не испугаются грядущих реформ?

- Что вижу я: бизнесмены, которые не относились к кругу «избранных», которые честным трудом заработали свои капиталы, - они рады новым веяниям. Они очень хорошо восприняли новости, потому что теперь будут одинаковые и ясные правила игры для всех. Единственное, что можно отметить: пока все эти неплохие новшества идут на уровне декларации. Будет интересно на реальных примерах и реальных документах посмотреть, как и что будет меняться. Потому что красивые слова мы слышим уже довольно долго.

F: Что нужно сделать, чтобы от слов перейти к делу? Что может стать реальным шагом к кардинальным реформам?

- Я считаю, что реальным шагом к изменениям будет смена парламента, а затем и правительства. Потому что те люди, которые 30 лет работали по старым правилам игры, вряд ли придумают новые и будут играть по новым правилам. Нужен свежий взгляд – с новыми идеями, с конструктивной критикой текущей экономической политики в независимом парламенте.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить