ФРС осторожничает с переходом к цифровому доллару

86489

Правительства многих стран, среди которых особенно выделяется Китай, продолжают эксперименты с так называемыми цифровыми валютами центральных банков (CBDC)

Иллюстрация: Depositphotos.com/IgorVetushko

Проекты денег в версии 3.0 продвигаются вперёд полным ходом, и выделяющийся на этом фоне своей медлительностью Федеральный резерв США, наконец-то, высказался по теме, хотя и некоторой прохладцей, опубликовав доклад («белую книгу») под заголовком «Доллар США в эпоху цифровой трансформации». Осторожность ФРС можно понять, но не чрезмерна ли она?

Федеральный резерв установил крайне высокую планку для введения розничного цифрового доллара. Например, нам сказано, что эта новая форма денег должна приносить пользу эффективней, чем другие формы, под которыми, видимо, подразумеваются привязанные к доллару цифровые стейблкойны и существующие банковские счета. Например, одна из рекламируемых выгод цифрового доллара состоит в том, что он обеспечивает «клиринг в реальном времени» для небольших платежей. Но это уже достигается с помощью бумажных денег, а вскоре ФРС планирует ввести систему электронных платежей через банки в течение 24 часов. Цифровая валюта должна также обеспечивать защиту конфиденциальности (но об этом, кстати, говорят и китайские власти) и не должна содействовать криминальной деятельности, что звучит весьма иронично, учитывая популярность банкнот номиналом в $100 в мировой подпольной экономике.

Наиболее трудным из всех является требование ФРС, чтобы ожидаемая польза от введения цифрового доллара перевешивала любые риски, которые могут возникнуть. Это очень высокий, хотя и разумный барьер. При всех недостатках существующей мировой финансовой инфраструктуры, её внутренние механизмы остаются в основном нетронутыми уже несколько десятилетий. Представьте себе кошмарный сценарий, когда плохо спланированное введение цифрового доллара оставит «лазейку», позволяющую враждебной иностранной державе одним махом выключить всю глобальную финансовую систему, базирующуюся на долларе.

Но помимо рисков, не так уж трудно догадаться, почему ФРС так выделяется своим нежеланием вносить какие-либо изменения в нынешнюю финансовую систему. Дело в том, что международное господство доллара приносит США множество выгод. Например, снижаются процентные ставки, которые должны платить американские граждане и корпорации, не говоря уже о платежах крупнейшего в мире заёмщика – правительства США. Валери Жискар д’Эстен, будучи министром финансов Франции, называл это «непомерной привилегией» Америки.

Кроме того, господство доллара обеспечивает американским властям рычаг влияния на мировую финансовую систему, в том числе привилегированный доступ к информации о долларовых транзакциях во всём мире. Это даёт США возможность вводить серьёзные финансовые санкции. Против России были введены целевые финансовые санкции после аннексии Крыма в 2014 году, а сейчас администрация президента Джо Байдена угрожает намного более решительными мерами в случае российского вторжения в Украину.

Поскольку другие центральные банки задают тон, вводя цифровые валюты, иногда можно услышать тревоги, что ФРС может попасть в такое же положение, в котором после появления цифровой фотографии оказались компания Eastman Kodak (когда-то зарабатывавшая огромные деньги на фотоплёнке), а также швейцарские производители механических часов, когда стали повсеместно распространяться цифровые устройства, показывающие время.

Но есть и другая, менее явная причина нежелания ФРС переходить к цифровому доллару: фундаментально Америка по-прежнему является демократической страной с рыночной экономикой. Да, правительство США обладает значительными правовыми и регуляторными полномочиями для того, чтобы принудительно ввести цифровую валюту, но это так лишь до определённой степени. Американское общество нельзя заставить согласиться на такой переход, которого оно не хочет. Вспомните, как казначейство пыталось популяризировать банкноты номиналом в $2, потому что это позволяло экономить деньги на печати «единичек»?

Когда Америка действительно попытается ввести розничный цифровой доллар (а я верю, что рано или поздно это случится), у неё, возможно, будет только один шанс сделать это. На сегодня выбор технологий и опций для валют CBDC практически безграничен. (Денежно-кредитное управление Сингапура недавно проводило конкурс проектов цифрового сингапурского доллара, и в последний тур конкурса, где я был одним из судей в жюри, попало целых 15 весьма различающихся заявок). Если китайское правительство решит, что оно выбрало неправильную технологию для своей валюты CBDC, оно может просто заявить всем, что намерено её переделать. А если первая попытка ФРС с цифровым долларом провалится из-за отсутствия общественного интереса или политического недовольства, тогда не исключено, что придётся ждать ещё несколько десятилетий, прежде чем ФРС предпримет новую попытку.

Бросается в глаза отсутствие в докладе ФРС упоминаний одного важного вопроса: как ФРС планирует регулировать децентрализованные финансовые технологии Web 3.0. Это сфера, в которой власти США сегодня слишком часто выглядят пропавшими без вести. В частности, американским регуляторам нужно срочно активизировать работу по направлению и ограничению роста частных криптовалют и их многочисленных деривативов. По словам американского сенатор Элизабет Уоррен, «крипто – это новый теневой банк». Согласно общепринятому мнению, криптовалюты в основном используются лишь для инвестиций, а не для транзакций или потоков капитала (и под этим мнением подписывается доклад ФРС). Однако, как показывает одно новое исследование, это всего лишь благие мечтания.

Председатель ФРС Джером Пауэлл утверждает, что введение валюты CBDC в США снизит спрос на крипто. И это был один из мотивов ФРС опубликовать свою «белую книгу». Но значительная часть спроса на криптовалюты, например, биткойн, создаётся глобальной подпольной экономикой – нелегальная торговля наркотиками в даркнете, уклонение российских олигархов от санкций, бегство капиталов, отмывание денег, уклонение от налогов и так далее.

Сегодня никак нельзя обойти стороной необходимость введения строгого регулирования использования криптовалют в развитых странах, а также цифровых валют иностранных центральных банков, когда они будут запущены в международное обращение. Нежелание ФРС торопиться с запуском цифрового доллара можно понять, но это не оправдывает слишком медленные темпы реформы регулирования.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить