Почему инвалидам Казахстана недоступно высшее образование

19529

Студентам надо обеспечить равноправный доступ к процессу обучения, а не взращивать в них иждивенчество. Таким мнением с Forbes.kz поделился правозащитник Пархат Юсупджанов

Пархат Юсупджанов
Пархат Юсупджанов

Пархат Юсупджанов – правозащитник, эксперт в области прав людей с инвалидностью, а в скором времени станет ещё и социальным предпринимателем. Молодой человек выиграл конкурс «Построй свой бизнес» фонда «Саби» и запускает инклюзивную типографию. Предприятие даст рабочие места людям с инвалидностью и наряду с обычной полиграфией будет выпускать тактильную продукцию и материалы со шрифтом Брайля для незрячих.

Пархат видит всего лишь на 3%, днём он ничего не видит без тёмных очков, ночью - гораздо лучше. Однако инвалидность не помешала ему успешно реализовать себя в профессиональной сфере. У Пархата за плечами несколько высших образований, включая  магистратуры в зарубежных вузах — США и Швейцарии. Но сначала он прошел нелёгкий путь, обучаясь в родном Казахстане.

Зная на практике, каково учиться в казахстанском вузе физически ограниченным в возможностях, он вместе с друзьями и коллегами способствует тому, чтобы высшее образование стало доступным для людей с особыми потребностями. На базе Казахского национального педагогического университета второй год работает центр поддержки студентов с инвалидностью. Это авторский проект Пархата, который он запустил при участии фонда «Сорос-Казахстан».

Созданию центра поддержки предшествовало исследование, проведённое Пархатом. Он изучил механизм реализации права на высшее образование для людей с ограниченными возможностями в РК. Результаты печальные: высшее образование в Казахстане многим инвалидам не доступно. Ситуацию исправить можно, причём с минимальными затратами. О том, как это сделать, Пархат рассказал Forbes.kz.

- Для всех очевидно, что люди с ограниченными возможностями подвергаются дискриминации в виде отсутствия инфраструктуры, но мало кто задумывается о трудоустройстве, доступе к информации, образованию и знаниям этих людей. Для того чтобы обеспечить реализацию прав людей с ограниченными возможностями в разных сферах жизнедеятельности человека, в 2006 ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Республика Казахстан обязалась выполнять все требования международного договора, ратифицировав его в 2015. Так, статьей 24 (образование) гарантируется, что государство обеспечит инклюзивное образование на всех уровнях.

F: Инклюзивное образование - это не только совместное обучение людей с инвалидностью и без?

- Не только. Это значит, что должен быть обеспечен индивидуальный подход к ребёнку с инвалидностью, ученику и взрослому человеку в процессе получения им или ею образования в учебных учреждениях. Такой подход заключается в предоставлении разумных приспособлений для обучения человека с ограниченными возможностями в системе инклюзивного образования, что позволяет людям с ограниченными возможностями получать полноценное и одинаковое образование в одном учреждении, классе, окружении с людьми без инвалидности.

F: Почему это так важно?

- Ведется много споров о положительных и отрицательных сторонах инклюзивного образования. Оно является важным компонентом как самого права на образование для людей с ограниченными возможностями, так и их права на недискриминацию в сфере образования. Дело в том, что предоставление людям с инвалидностью образования в закрытых учебных заведениях, где учатся только люди с инвалидностью определённой категории, уже само по себе ведёт к сегрегации в сфере образования и, соответственно, к нарушению права того или иного человека с особыми потребностями на образование. В инклюзивной же среде ребёнок, постепенно взрослея, согласно так называемому кумулятивному эффекту, развивает свой потенциал общения с разными людьми и нахождения в различных ситуациях. Таким образом, шансы на получение высшего образования, а затем и достойного трудоустройства у него повышаются, и он становится более конкурентоспособным по сравнению с его сверстниками, обучающимися в закрытых учебных заведениях.

Тем не менее хотел бы отметить, что специализированная школа-интернат №4 для незрячих и слабовидящих детей в Алматы, в которой я проучился 11 лет, дала мне очень хорошие, сильные знания, которые до сих пор помогают мне решать разные задачи в моей жизни. Но пока в Казахстане инклюзивное образование в школах не достигнет высокого уровня, для незрячих детей не будет хорошей альтернативы школам-интернатам, где для их обучения созданы благоприятные условия.

F: Что происходит на деле при получении образования людьми с инвалидностью?

- Во-первых, законодательство нашей страны в области инвалидности не является всеобъемлющим в плане гарантирования права на высшее образование лицам с ограниченными возможностями. Нет защиты от дискриминации при получении высшего образования — вузы не готовы принимать инвалидов любой категории и обеспечить их соответствующими условиями и за это не несут никакой ответственности. Законодательно не прописаны нормы по предоставлению разумных приспособлений по доступу к процессу обучения. Не всегда регламентируется время поступления в вуз, учёбы, сдачи тестов, экзаменов и прохождения производственной практики.

Во-вторых, нет инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями. Нет программ по доступу к информации для лиц с проблемами зрения или слуха. Лишь единицы стараются соответствовать трендам поддержки лиц с ограниченными возможностями.

В-третьих, государство или сами университеты не вводят специальные гранты на обучение для лиц с ограниченными возможностями. Но даже получив грант, студент не получает возможности полноценного освоения образовательных программ в рамках своей специализации.

В-четвёртых, практикуется дискриминационная норма, когда в университетах освобождают от физкультуры вне зависимости от желания студента, от производственной практики. Занижают требования по сдаче экзамена того или иного предмета.

F: В чьей компетенции решить эти проблемы?

- Эти вопросы должны решаться на всех уровнях: государство, вузы, гражданское общество. Но самое главное, сами студенты должны отстаивать свои права. Тогда ситуация сдвинется с мёртвой точки.

F: Расскажите о своём опыте обучения в зарубежных вузах. Можете выделить тройку лидеров, обеспечивающих максимально комфортные условия обучения?

- Я учился в США и Швейцарии. Посетил много университетов в Японии, изучал работу центров поддержки людей с ограниченными возможностями Токийского университета, Цукубы и Хиросимы.

Думаю, субъективно первое место я бы дал Университету Индианы. В нем есть центр ассестивных технологий, в котором мне предоставляли услуги перевода текста учебных материалов на шрифт Брайля, специальное оборудование, компьютеры с программами экранного доступа. Мне предоставляли специальные лупы, чтобы увеличивать текст. Там была и другая служба, по аналогии с которой мы создали центр поддержки студентов с ограниченными возможностями в Казахстане. Эта служба предоставляла мне индивидуальных помощников. Если преподаватель показывал какую-то схему, помощник чертил её мне термальной ручкой на специальной бумаге. В Университете Индианы, когда я там учился, из 120 тыс. студентов 900 — инвалиды. Причём большинство имели ментальные нарушения.

Второе место я бы отдал Университету Миннесоты. Там огромный центр поддержки людей с ограниченными возможностями. В 2016 он обслужил 4 434 студента, в нём работает 65 сотрудников, половина из которых имеют инвалидность. В университете обучалось на тот момент 40 тыс. студентов, и 11% имели инвалидность. Выпускники этого университета смогли занять достойное место в обществе своей страны. Один выпускник работает в NASA, другой стал победителем национального конкурса по музыке. Многие выпускники работают и в правительстве, и в местной администрации. Получив достойное образование, они смогли достойно реализовать себя на рынке труда. А теперь подумайте, сколько наших студентов с инвалидностью имеют такую возможность.

Третье место можно отдать Университету Хиросимы. Там также очень хороший центр поддержки, много волонтёров. Если в Америке в центрах поддержки в основном работают по договору, в Японии очень развита система волонтёрства. Японское общество коллективное. Студенты-добровольцы читают своим сокурсникам материалы, распечатывают тексты шрифтом Брайля. Коллективная ответственность помогает студентам получить доступ к высшему образованию. Я думаю, японский опыт можно было внедрить у нас. Уверен, тогда бы ситуация с доступом к образованию улучшилась бы в разы.  Нам также подошел бы опыт Малайзии — там университеты сами берут на себя ответственность за обеспечение доступа к образованию студентам с инвалидностью. Университеты Малайзии разрабатывают и применяют внутренние практические инструкции по инклюзивному образованию в вузе.

F: Что представляет из себя ваш центр поддержки студентов с инвалидностью?

- Отмечу, что это первый подобный центр в Казахстане, создание которого поддержал фонд «Сорос-Казахстан». Мы предложили идею ректору университета, большая ему благодарность за то, что он согласился. Центр обслуживал 37 студентов с инвалидностью различных категорий — по слуху, зрению, нарушению опорно-двигательного аппарата, с общими заболеваниями из разных вузов. Во-первых, мы являлись координаторами, которые отстаивали интересы студента, защищали его права. Например, о предоставлении дополнительного времени для сдачи тестов, материалов на шрифте Брайля. Координаторы вели переговоры с администрацией университета о том, что, например, нужно оборудовать туалеты для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы закупили специальное оборудование. Это машина, которая фотографирует текст и читает его на трёх языках — казахском, русском и английском. Это веб-камеры для студентов с нарушением слуха, с помощью которых они могли общаться со своими сурдопереводчиками. К сожалению, университеты до сих пор не оплачивают услуги сурдопереводчиков. Более того, мы объединяли студентов, организовывали досуг — ходили в горы, театры, выставки, караоке.

Сейчас мы перешли на другой уровень — открываем по Казахстану сеть центров поддержки студентов с инвалидностью. Кроме того, мы работаем с депутатами, Министерством образования по продвижению права людей с ограниченными возможностями на образование. Готовим практические рекомендации для вузов.

Если мы не решим эту проблему, мы потеряем поколение студентов с инвалидностью. Оно просто уйдёт. Ведь также есть проблема иждивенчества. Из-за того что преподаватели делают поблажки, чтобы они не лишились стипендии, человек перестает стараться. Это недопустимо, когда человек ходит в университет только для того, чтобы получать стипендию. Есть такие случаи, когда человек просто кое-как учится четыре года, потом идет в магистратуру, там ещё получает стипендию. Деньги неплохие, можно не работать. Потом эти люди будут предъявлять государству — почему вы нам не хотите платить, в университете же платили? Так дело не пойдет, я против этого, как бы ко мне после этого ни относились.

Подход давать деньги только за то, что ты инвалид, давно устарел. Людям с инвалидностью надо обеспечить адекватный доступ к образованию и требовать с них так же, как и с других студентов, а не просто платить стипендию, чтобы они тихо сидели и ничего не делали.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить