«Лучший напиток в долине»: как потомки Уильяма Гранта осуществляют его мечту

12092

Семейный бизнес может процветать в окружении корпораций

Дистиллерия в долине Гленфиддих
Дистиллерия в долине Гленфиддих

Маленький городок Даффтаун в Шотландии, конечно же, уступает по красоте, размерам и известности Эдинбургу и Глазго. Раскинувшийся по две стороны автотрассы, посреди живописных полей и холмов, на первый взгляд, Даффтаун производит весьма блеклое впечатление: традиционная шотландская глубинка, где днем на улице можно встретить только мам с колясками да самодовольных котов, а лавки закрываются задолго до наступления темноты.

Отношение к Даффтауну меняется, когда узнаешь, что именно здесь, в окрестностях городка, сосредоточено большинство известных на весь мир дистиллерий. Благодаря этому поток туристов в Даффтаун не иссякает в любое время года – поклонников напитка интересуют все детали производства.

Многие винокурни уже открыли двери своих заводов и складов для туристов. А первой сделала это компания William Grant & Sons в 1969. И именно с посещения производства этой компании рекомендуют туристам начать свой тур большинство специализированных путеводителей.

Здания компании, построенные в 19 веке
Здания компании, построенные в XIX веке

Чтобы попасть на дистиллерию Glenfiddich (с этого напитка начиналась компания), надо бронировать экскурсию заранее. Впрочем, те, кто не позаботился об этом, всегда могут погулять по территории, принадлежащей William Grant & Sons. Никаких заборов, КПП и грозных сотрудников. Со стороны никогда не догадаться, что здесь находится большое производство: ресторанчик, фирменный магазин, традиционные каменные постройки, утопающие в зарослях винограда, аккуратные лужайки и озеро – кажется, что это старинный постоялый двор или просто усадьба старых друзей.

В хорошую погоду можно расположиться на улице за столиком ресторана, заказать традиционные хаггис (знаменитое шотландское блюдо из потрохов) или каллен скинк (национальный наваристый рыбный суп) – эти блюда в ресторане Glenfiddich готовят отменно – и вспомнить историю основания компании.

История эта, признаться, впечатляет тем, что началась в XIX веке и длится по сей день. Началась она с Уильяма Гранта – бухгалтера, который полжизни экономил каждый пенни, чтобы осуществить свою мечту: открыть собственную дистиллерию.

Возле ресторана стоит памятник, который любят фотографировать посетители: Уильям Грант с супругой – миловидной хрупкой дамой. Она, конечно, как и положено благопристойной женщине тех времен, не занималась производством и не строила компанию вместе с мужем, но растила девятерых детей в более чем скромных условиях, пока благоверный планировал светлое будущее. Так что вклад в дело миссис Грант сложно переоценить.

И вот наконец в 1886 Грант накопил сумму, достаточную для покупки оборудования для винокурни и участка земли возле реки Фиддих. Здания начинающий бизнесмен строил сам, вместе с сыновьями. Год спустя был готов первый напиток, названный в честь живописной долины, куда перебрались Гранты — Glenfiddich («Долина оленя» в переводе с гэльского языка).

То ли верность мечте принесла свои плоды, то ли Гранту сопутствовала удача, то ли напиток действительно был «лучшим в долине», как любил говорить отец семейства, но дела пошли в гору. Да так, что уже через пять лет в паре километров от завода он построил еще одну винокурню – Balvenie. Это ещё одно производство, которое гиды настойчиво рекомендуют посетить.

- Видите дистиллерию? – показывает мне рукой водитель на указатель съезда с названием другого напитка, который продается по всему миру, пока мы едем в соседний городок. – Её выкупили инвесторы, сменили все оборудование и полностью автоматизировали производство. Здесь теперь работает всего 18 человек!

Водитель, пожилой шотландец, тяжело вздыхает. По его мнению, дух Шотландии не могут передать компьютеры, которые взяли производство на себя. Никакая машина не определит по формуле, готов ли дистиллят для разлива по дубовым бочкам: только человек, проработавший на винокурне много лет, может поймать нужный момент.

Именно поэтому местные жители с уважением относятся к Balvenie – ведь здесь всё делается вручную, и за сто с лишним лет процесс производства практически не изменился. Зерно выращивается на местных полях, привозится в хранилище и обрабатывается рабочими. Здесь же есть своя бондарня – роскошь по нынешним временам, и именно здесь работает последний медник Шотландии – эта профессия, кажется, уже ушла в прошлое.

Вообще бережное отношение к традициям – это одна из национальных черт шотландцев. Они уверены: новое – не значит лучшее.

- У нас работает мастер купажа Дэвид Стюарт – старейший и один из самых известных в мире, - не без гордости говорит гид по Balvenie Дэвид Мэйр.  – Он создал великое множество купажей, а к 50-летию его карьеры ограниченным тиражом был выпущен уникальный напиток, который стоил 30 тыс. фунтов за бутылку и быстро разошёлся по коллекционерам.

Дэвид Стюарт
Дэвид Стюарт

Современные специалисты по найму персонала рекомендуют менять работу каждые пять лет – дескать, так лучше и для собственной карьеры, и для работодателей: новые возможности, новые идеи, новая кровь. Здесь, в Даффтауне, этот совет звучит крайне неуместно: в компании William Grant & Sons нет текучести кадров, здесь работают в среднем по 15 лет. Часто родителей сменяют дети. Жить в доме своего отца и работать на месте своего отца – это нормально.

- Сотрудники компании берут пример с владельцев, - уверен бренд-амбассадор Александр Ивченко. – William Grant & Sons – это крупнейшее семейное предприятие в своей отрасли, оно входит в тройку мировых лидеров, соседствуя бок о бок с двумя крупными корпорациями.

Сейчас компанией руководит Питер Грант Гордон – потомок Гранта-основателя в пятом поколении. Ни ему, ни его предкам не пришла в голову мысль продать компанию. Напротив, они сами скупают другие производства и осваивают новые рынки, показывая уверенный рост в кризисные годы.

В винокурне поговаривают, что каждому молодому Гранту надо ещё доказать свою любовь к семейному бизнесу и свои способности, чтобы вступить в дело. И они продолжают развивать компанию, опровергая известное выражение о том, что первое поколение создает капитал, второе преумножает, а третье пускает на ветер.

В Казахстане в последние годы тоже заговорили о преемничестве – многие бизнесмены, которые основали свое дело в достаточно зрелом возрасте, задумались о том, смогут ли они передать бизнес по наследству детям. И в этом вопросе хорошими советчиками могут стать шотландцы, живущие и работающие в Долине оленя: как сделать, чтобы дети разделили мечту «делать лучший напиток в долине».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить