Как улучшить стратегию вакцинации

   Пандемия коронавируса
10112

БРЮССЕЛЬ – COVID-19 принес огромные страдания всей Европе, а медленное внедрение вакцины в Европейском союзе грозит продлить агонию. Если лидеры региона не предпримут решительных действий в ближайшее время, пандемия может нанести необратимый ущерб самому ЕС

ФОТО: pixabay.com

Когда коронавирус поразил регион в 2020 году, государства-члены ЕС не смогли договориться о разработке вакцины — своей основной линии защиты от него. Национальные правительства вверили вопрос приобретения вакцины Еврокомиссии, но затем не смогли согласовать свои стратегии производства и распространения или прийти к консенсусу относительно того, какие группы следует вакцинировать в первую очередь. Совсем недавно 13 европейских стран приостановили использование вакцины «Оксфорд-АстраЗенека», после того как у некоторых людей, получивших ее, развился атипичный тромбоз сосудов.

Последовавшее за этим заключение Европейского агентства по оценке лекарственных средств (ЕАОЛС), что вакцина «Оксфорд-АстраЗенека» «безопасна и эффективна», успокоило не всех. В то время как несколько стран ЕС продолжили или возобновили введение вакцины, Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция не отменили запрета на нее, а Франция ограничила ее использование в отношении лиц старшее 55 лет. Так, продолжающиеся разногласия подогревают недоверие общества не только к вакцине «Оксфорд-АстраЗенека», но и ко всей кампании по вакцинации против COVID-19.

Первоочередной задачей ЕС на ближайшие недели должно стать решение проблемы нехватки вакцин. Здесь государства-члены не смогли договориться, и некоторые решительно покупают товары за пределами ЕС. Венгрия распределяет российскую вакцину «Спутник V», Словакия уже ее закупила, и Чехия тоже собирается это сделать. При этом Венгрия к тому же закупила сотни тысяч доз китайской вакцины «Синофарм». Кроме того, Австрия и Дания недавно объявили о заключении отдельного соглашения с Израилем на производство следующего поколения вакцин против COVID-19. Этот договор, в частности, предусматривает создание совместного фонда для исследований и разработок, а также сотрудничество в клинических испытаниях за пределами обычных программ ЕС.

В то же время Европа должна защищать людей из группы риска, которые либо ждут вакцинации, либо не реагируют на вакцины из-за наличия определенного заболевания или получения определенных видов лечения. В США в решении этой важной проблемы пришли на помощь высокоэффективные моноклональные антитела. Франция, Германия и Италия не стали дожидаться одобрения ЕАОЛС в отношении этих методов лечения, ограничившись согласием собственных национальных регулирующих органов и полагая, что национализм в вопросе антител может проявиться в не меньшей степени, чем в вопросе вакцинации.

Столкнувшись с этими проблемами, Европейская комиссия создала целевую группу для управления поставками вакцин в ближайшие месяцы. Целевая группа, возглавляемая Тьерри Бретоном, комиссаром ЕС по внутреннему рынку, стремится мобилизовать все доступные европейские производственные мощности вокруг смелой цели — иммунизации 70% взрослого населения Европы к концу лета.

В то же время президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила в феврале об учреждении инкубатора Управления готовности и чрезвычайного реагирования в области здравоохранения (УГЧРЗ) — организации по работе с новыми вариантами коронавируса. УГЧРЗ должно сыграть роль, подобную той, что в США выполняет Управление перспективных биомедицинских исследований и разработок (УПБИР), которое стало ключевым звеном в беспрецедентно быстрой разработке вакцин «Оксфорд-АстраЗенека», «Модерна» и «Джонсон и Джонсон». Также с помощью УПБИР Соединенные Штаты смогли наладить массовое производство вакцины от COVID-19, что продвинуло их намного дальше на пути иммунизации, по сравнению с Европой.

Успех мероприятия американского правительства «Операция «Cверхсветовая скорость» по разработке вакцин против COVID-19 связан не только с бюджетом программы в размере более $12 млрд, но и с ее интеграцией и координацией шагов по всей цепочке создания стоимости вакцины, от фундаментальных исследований до крупномасштабного производства и распространения. Эта стратегия предполагала принятие значительного риска, разделяемого между государственным и частным секторами экономики.

Управление «Сверхсветовой скоростью», возложенное на старшего фармацевтического руководителя, имеющего опыт в области вакцинологии, и высокопоставленного генерала армии США, ответственного за логистику, было еще одним решающим фактором успеха плана. Если ЕС стремится воспроизвести подобную инициативу в Европе, очевидно, что мобилизация достаточных финансовых ресурсов станет серьезным препятствием, хотя, возможно, и не самым большим.

Гораздо более серьезной проблемой может стать достижение консенсуса между государствами-членами и Европейской комиссией о предоставлении УГЧРЗ достаточной автономии для обеспечения гибкости, которая потребуется данному Управлению. Европейский инновационный совет (ЕИС), недавно торжественно открытый госпожой фон дер Ляйен и президентом Франции Эммануэлем Макроном, может предложить интересную модель в этом отношении. Вместе с Европейским инвестиционным банком ЕИС реализовал идею помочь Европе принять участие в создании CureVac, вакцины против COVID-19 следующего поколения, которой обеспечен успех на рынке.

Как бы ни выглядела новая форма деятельности, европейские лидеры должны срочно ускорить внедрение вакцины против COVID-19 в регионе. Кроме того, они должны определить новую амбициозную стратегию поддержки фармацевтических инноваций в Европе на благо людей во всем мире.

Мишель Голдман – президент Института междисциплинарных инноваций в области здравоохранения (I3h) и почетный профессор иммунологии Свободного университета Брюсселя, директор Инновационной медицинской инициативы в 2009-2014

© Project Syndicate 1995-2021 

Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить