Как разрастается продовольственный кризис в эпоху COVID-19

10343

ЛОНДОН – Сегодня 270 миллионов человек, что эквивалентно всему населению Германии, Великобритании, Франции и Италии, вместе взятых, оказались на грани голода. За последние 12 месяцев эта цифра удвоилась. А больше всех страдают дети

ФОТО: Depositphotos.com/zurijeta

Согласно оценкам, 11 миллионов детей младше пяти лет страдают от экстремального голода или истощения в 11 странах Африки, Карибского бассейна, Ближнего Востока и Азии. К концу 2022 года 168 тысяч из них умрут от недоедания, если не получат срочную помощь. Кроме того, хронически голодают 73 миллиона школьников начальных классов в 60 странах с низкими доходами.

Голод начал усиливаться ещё до пандемии коронавируса, что в основном объясняется войнами и конфликтами, при этом изменение климата усугубляло ситуацию. Но побочные последствия пандемии привели к настоящему глобальному продовольственному кризису.

Одна из причин этого в том, что из-за COVID-19 исчезла жизненно важная помощь, оказывавшаяся школами. После начала пандемии более 1,6 млрд детей не ходили в школу, а почти 200 млн не вернулись за парту до сих пор.

Как показывают предыдущие кризисы, закрытие школ имеет огромную социально-экономическую цену, в частности, растёт число детских браков и случаев использования детского труда. А часть детей платит наивысшую цену: осложнения при беременности и родах являются ведущей причиной смертности девочек в возрасте 15-19 лет в странах с низкими и средними доходами. В конечном итоге кризисы приводят к развороту вспять прогресса, достигнутого в обеспечении всех девочек доступом к качественному образованию.

В школе многие дети из бедных семей получают единственное за день калорийное питание. Закрытие школ означает, что миллионы детей лишились возможности не только учиться, но и есть. За время этого кризиса дети пропустили более 39 миллиардов школьных обедов. Зачастую первыми оказываются без питания женщины и девочки: на их долю приходится более 70% тех, кто испытывают хронический голод.

Ущерб, причинённый всего лишь несколькими неделями пропущенного питания, может замедлить развитие голодающего ребёнка на всю жизнь; недостаток питания может затормозить экономический прогресс всей страны на целое поколение. Именно поэтому задача возвращения детей в школу, где их можно учить и кормить, должна быть одним из главных приоритетов.

Имея сравнительно мало денег, международная система гуманитарной помощи сумела достигнуть многого. Например, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) обеспечивает питанием около 100 млн человек ежегодно. Когда пандемия COVID-19 привела к серьёзным сбоям в коммерческих авиаперевозках, ООН создала логистическую систему для транспортировки медицинских и гуманитарных работников и жизненно важных товаров, в том числе продовольствия. Однако кризис подобных масштабов требует амбициозного плана, включающего не только поставки школьного питания. Гуманитарные организации не могут сделать это в одиночку.

На предстоящем в июне саммите богатые страны «Большой семёрки» должны заказать разработку долгосрочного плана удовлетворения возросших глобальных потребностей в продовольствии. Этот план должен включать пункты об упреждающих действиях: создание запасов продовольствия, использование страхования в качестве меры защиты, поддержка фермеров и производителей продуктов питания в развивающихся странах с помощью долгосрочных инвестиций с целью помочь им стать самодостаточными.

Власти должны также внедрять инновационные способы привлечения финансирования, в том числе механизмы на основе гарантий, которые позволят максимально использовать средства помощи развитию и частного сектора в соответствии с Аддис-Абебской программой 2015 года по финансированию Целей устойчивого развития. Другим приоритетом могло бы стать налаживание более тесного партнёрства между ООН и Всемирным банком – единственной реально глобальной организацией, которая способна мобилизовать значительные дополнительные ресурсы на устойчивой основе.

Впрочем, есть ещё одно очень простое и разумное решение для нынешнего кризиса: новые международные деньги. Как минимум $600 млрд в виде специальных прав заимствования (резервный актив Международного валютного фонда) могут быть предоставлены бедным странам. Политические лидеры и кредиторы могут договориться о смягчения долговых выплат на $80 млрд при условии, что эти деньги пойдут на образование, здравоохранение и питание. Кроме того, Всемирный банк и региональные банки развития могли бы быстро расширить программы грантов и кредитов.

Благодаря сумме около $10 млрд в год мир мог бы предотвратить катастрофический голод в Йемене, Южном Судане, северо-восточной Нигерии и Сахеле. И она позволила бы предотвратить массовый голод (который непосредственно предшествует катастрофическому голоду) в Демократической республике Конго, Афганистане, Зимбабве, эфиопском регионе Тиграй и в других местах повышенного риска.

Эта сумма может показаться очень большой. Но она эквивалентна одному доллару в месяц с каждого жителя богатейших странах мира и представляет собой лишь небольшую часть от 1% суммы расходов на стимулирование экономики во время пандемии в богатых странах.

Нам нужно действовать быстро. Это означает, что надо сразу выделять всю сумму грантов ВПП ООН и ведущим НКО, таким как Save the Children («Спасём детей»), чтобы накормить голодающий детей и их семьи. Поскольку лишь 31% детей беженцев посещают средние школы (и лишь 27% девочек), необходимо полностью профинансировать программы организации Education Cannot Wait («Образование не может ждать»), которая помогает отправлять детей вынужденных переселенцев в школы и которая за краткое время своего существования смогла привлечь уже почти $1 млрд. Направив дополнительные средства на образование, мы сможем вернуть в школы 136 миллионов детей в некоторых беднейших странах, которые больше всего страдают от конфликтов, – и помочь им там остаться.

Пандемия COVID-19 резко продемонстрировала ещё одну форму неравенства в образовании: две трети детей школьного возраста в мире не имеют доступа к интернету дома, что не позволяет им учиться онлайн. Сегодня лишь 5% детей в странах с низкими доходами имеют такой доступ, в то время как в странах с высокими доходами эта цифра равна 90%. Осуществляемый под руководством ЮНИСЕФ проект подключения к интернету в мире позволит навести мосты над этой зияющей пропастью цифрового неравенства.

Правительство Великобритании обязалось играть ведущую глобальную роль в обеспечении всех детей школьным образованием, в том числе 12-летнего образования для девочек. Но мы не достигнем этой благородной цели, если саммит «Большой семёрки» не займётся этой проблемой, в дополнение к вопросу обеспечения продовольствием.

Образование неоднократно демонстрировало свою способность преображать жизнь людей, семей и целых стран. Но у хронического голода могут быть катастрофические последствия: жестокая (хотя и предотвратимая) смертность, вооружённые конфликты, массовая вынужденная миграция.

И поэтому мы просто не можем игнорировать глобальное бедствие голода. То, что происходит в самых хрупких регионах мира, создаёт эффект домино, влияя на наиболее стабильные страны.

Перед мировыми лидерами стоит простой выбор: действовать прямо сейчас, начав борьбу с продовольственным кризисом, или заплатить намного более высокую цену потом. Немедленные действия обойдутся дешевле и позволят спасти больше жизней, чем реагирование на начавшийся катастрофический голод во многих странах и ужасные последствия недостатка образования у целого поколения.

Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании, сейчас специальный посланник ООН по вопросам глобального образования и председатель Международной комиссии по финансированию глобального образования

Марк Лоукок, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам, координатор чрезвычайной помощи

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить