Как провести ребрендинг Винни-Пуху и всем-всем-всем

15866

Почему интернет, как булочка изюмом, напичкан объявлениями о тренингах «Личный брендинг» и пошаговыми инструкциями о создании именной «торговой марки»? Потому что, как считает Ирина Черкасова, медиатренер, преподаватель Высшей школы экономики (Россия), люди не удовлетворены своей жизнью, хотят начать новый бизнес, стремятся больше зарабатывать, мечтают пропиарить себя: «Это нормально и не стыдно, когда человек тянется к лучшему, к изменениям»

Forbes.kz попросил Ирину Черкасову рассказать, с чего нужно начинать личное брендирование, как не ошибиться с тренером, который поведет к новым вершинам, и как зарабатывать с помощью именного бренда. В качестве объекта для брендирования мы предложили взять самую, на наш взгляд, безнадежную «личность» - Ослика Иа из советского мультфильма «Винни-Пух и все-все-все». Однако преподаватель ВШЭ настаивает, что реформы нужны каждому герою анимационного хита.

Ирина Черкасова.

– Если собрать вместе всех героев, то они будут представлять собой достаточно гармоничную неведомую личность. Но если рассмотреть их по отдельности, то каждому можно предложить что-то новое. На мой взгляд, больше всего в ребрендинге нуждается товарищ Кролик, потому что у него имидж шибко умного персонажа, который всех поучает и знает, как жить; к тому же он достаточно моден. Это хипстер, который должен научиться общаться. Чтобы наладить коммуникации с другими активными жителями леса, Кролику, во-первых, нужно перестать давать всем советы. Во-вторых, так как он единственный, кроме Совы, имеет большую недвижимость в лесу – дом с кучей запасов, то для всех было бы здорово, если б Кролик открыл антикафе или коворкинг. Так Кролик бы развивал свои коммуникативные навыки, решил бы свою проблему с недоверием и недостаточной гостеприимностью (вы же помните, что он сначала выяснял, а правда ли это Винни-Пух пришел?): выставлял бы на стол мед-печенье, чаек, все бы звери у него тусовались, не шлялись по лесу и не теряли хвосты.

F: Получается, к личному брендингу должны обращаться те, у кого проблемы с коммуникациями?

– Те, у кого есть неудовлетворенность, например, финансовой ситуацией, либо те, кто чувствует в себе потенциал, кому хочется выпрыгнуть из ситуации, в которой он находится сейчас. Стоит обращаться также тем людям, у которых уже есть достижения, но они понимают, что топчутся на месте, что ничего не меняется: ни окружение, ни зарплата, ни круг обязанностей. Когда понятно, что до пенсии жизнь будет складываться одинаково, а изменить что-то очень хочется. Кроме того, есть люди, которые хотят попробовать себя в предпринимательской деятельности, хотят стать не просто хорошими специалистами, а специалистами, которые хорошо рассказывают о своей деятельности, преподавателями или бизнес-тренерами.

Для последних рецепт очень простой. Если ты никогда не выступал, но тебе есть чем поделиться, можешь пойти в любой вуз и тренироваться на студентах – проводить для них мастер-классы. Ведь многие факультеты приглашают работать не только штатных преподавателей, которые на самом деле теоретики, но и людей-практиков. После того, когда поймешь, что мастер-классы - это твое, ты можешь за счет них получать дополнительные доходы. Это первое, что тебе дадут выступления. Во-вторых, они принесут известность: ты выйдешь на те рынки, на которые не выходил раньше. В-третьих, у тебя появится звание эксперта, ведь понятно, что человека с улицы выступать не позовут, то есть происходит изменение твоего облика в деловой среде.

«Пчелы – это типичная Северная Корея»

F: Про Кролика вы рассказали. А куда двигаться другим героям?

– У каждого в этом мультфильме есть точки роста. Сова - самая умная и круче всех подписывает поздравительные горшки. Она может открыть свое агентство по брендингу и копирайтингу. Ей стоит нанять Винни-Пуха, который гиперактивен, не особо интеллектуален, но вполне себе может организовывать ивенты и вечеринки. Сова разрабатывает сценарий, он пишет ворчалки и ведет тусовки, возможно, даже в доме Кролика. Винни-Пух дружелюбен, но ему нужен умный управленец рядом. Иначе он все ивенты будет вести просто так, а не за горшочки с медом.

Пятачку нужно выходить из тени большого друга: он несамостоятелен и привязан к медведю. Осознание себя отдельной от Пуха личностью со своими интересами и желаниями - именно то, что ему необходимо! Дружба с кем-то еще или отдельное от Винни хобби помогут Пятачку найти себя в лесу.

F: Что делать Ослику-меланхолику? Таким субъектам природой предопределено глядеть на мир с печалью.

– Ну, не все Ослики такие печальные, наш – это просто крайняя точка. Ослик должен взять лист бумаги и написать с одной стороны, что в нем есть хорошее, а с другой – что есть плохое. Он увидит, что хорошего больше (а это объективно так: друзья пришли поздравить с днем рождения, хвост нашелся, плюс лето и отличная погода), и пусть будет благодарен за то хорошее, что с ним происходит. Не существует плохих или хороших событий, существует наш взгляд на эти события. Поэтому Ослику надо развивать позитивное мышление, учиться рассматривать любую ситуацию со всех сторон. И он это может! Ведь горшочек был без меда, шарик лопнул, но Ослик же все равно нашел в этом позитивное: он этот ошметок шарика то кладет в горшок, то достает – замечательно входит и выходит! Ослику надо прекращать ныть. Он должен понимать, что всю жизнь условный Винни-Пух не будет вокруг него ходить и утешать.

F: Что ему даст умение позитивно мыслить?

– Не умирать по любому поводу. Ведь если бы Ослик на самом деле лишился хвоста, он бы не умер: сутки же проскакал без него. В конце концов, потеря хвоста - это не когда тебе три ноги оторвало. Просто ему нужен был повод, чтобы начать умирать. Но для чего? А вот ты такой красивый на берегу умираешь, и к тебе прибегает весь лес и начинает утешать. Так ты повышай свою самооценку! Пусть с тобой просто так все звери дружат, а не потому, что ты вот-вот откинешь копыта. К Ослику будут тянуться без повода, а не для того, чтобы посмотреть – умер он или нет. Он станет живым участником лесной жизни, и в следующий раз Винни-Пух пригласит охотиться на пчел не только своего верного Пятачка, но и Ослика.

F: Пчелы нуждаются в ребрендинге?

– Строение пчелиного роя позволяет понять одну вещь: на ребрендинге здесь можно сэкономить. Не надо реформировать всех пчел - достаточно одну матку. Они все живут, как матка скажет. Это типичная Северная Корея в лесу: куда вождь скажет - туда все и полетят. В силу недалекого ума Винни-Пух пытался атаковать пчел. Но обеим сторонам просто нужен посредник: кто сможет безболезненно отнять у пчел мед и передать его медведю.

F: А у кого в лесу все отлично?

– У Тигры. Он живет позитивно, у него высокая самооценка, он бесподобно самодостаточен, прыгуч, активен и счастлив. Но в советский мульфильм этот герой не попал.

«Не бойтесь вырастить в коллективе Бабу Ягу»

F: Почему вы так нелестно оценили интеллектуальные способности Совы – «шибко умная»? Это так плохо – быть умным?

– Это, может быть, и неплохо. Я уже говорила, что у Совы большие перспективы в бизнесе. Но Сова в силу природных особенностей смотрит на всех сверху внизу, в лесу все под Совой ходят. Ей трудно меняться, у нее уже сложившийся имидж и возраст такой: ее воспринимают как чудаковатую старушку. Но к ней тянутся, в отличие от Ослика: Винни-Пух вспомнил, что именно Сова может подписать горшок.

F: Теперь мы и прожитые годы Совы задели. Есть какой-то возрастной рубеж, после которого изменения невозможны?

– Да почему?! Пока ты не в гробу, ты еще все можешь изменить. Другое дело, что выступать экспертом надо в свое время, чтобы не получилось, как в SMM-отрасли. Здесь очень много экспертов возраста «20+», а потом бац – и всю интернет-редакцию удаляют за скриншот сообщения на Facebook о Геббельсе (недавно SMM-редакция дирекции интернет-сайтов ВГТРК была уволена в полном составе из-за цитаты Йозефа Геббельса о Ленине. – F). Надо сознавать, что нельзя называть себя экспертом после того, как сделал 5 или 10 позитивных кейсов, но не имеешь при этом общей культуры общения, воспитания и достаточного образования. Да, ты можешь быть вундеркиндом, но читать лекции 40-летним людям, которые хотят перепрофилироваться, - это, по меньшей мере, наивно и смешно.

А выйти на рынок можно в любом возрасте, если у тебя есть проекты, которые не стыдно показать. Российское законодательство считает нарушением то, что в объявлениях о вакансиях указывается: людям после 45 лет ни в коем случае нельзя присылать резюме. Это ограничение очень грустное. Но как раз личный брендинг помогает эти лимиты преодолевать. Людям, когда они нанимают эксперта и/или звезду, не важно, сколько этому человеку лет. С другой стороны, если эксперт-звезда поссорился с руководством, то его очень тяжело уволить, потому что это вызовет некие волнения на рынке.

Я помню, у нас руководителем отдела работал человек, который был также экспертом в Ассоциации российских банков, постоянно выступал на конференциях. Понятно, что он пиарил себя, но везде было написано, из какой он компании. То есть он, как паровозик, тащил за собой бренд. До его прихода не было таких экспертов, а он стал и себя продвигать, и компанию, и тем самым привлекать новых клиентов. Поэтому в коллективе нужно вырастить собственную Бабу Ягу, как говорилось в старом советском фильме «Карнавальная ночь». Не бойтесь выращивать сотрудника, который будет «звездить» везде и всегда. Владелец бизнеса должен поощрять, если его сотрудники хотят выступать, делиться опытом, рассказывать о фирме, потому что это тоже бесплатный пиар, это свидетельство того, что в фирме все хорошо. Но нельзя давать право высказываться всем подряд. Должен быть круг «говорящих голов», которые имеют право говорить от лица бренда, которые знают, что можно озвучить, а что – нет.

«Нет таких зарплат, которые бы оправдали насилие над личностью»

F: Не повредит при создании личного бренда то, что человека будут ассоциировать с компанией, где он работает?

– Думаю, ничего страшного. Особенно, если бренд хороший, если не какая-нибудь, прости господи, «ГосДура», когда нормальному человеку стыдно сказать, что он депутат Госдумы. Вот мне, например, не стыдно сказать, где я преподаю.

F: Если имидж компании, в которой ты работаешь, тебя не устраивает, стоит ли компанию за собой «тянуть прицепом»?

– Если вас что-то не устраивает на работе, то, чтобы не мучиться и не обрести больших психологических проблем, надо уходить, даже на меньшую зарплату. Нет таких кредитов, таких зарплат, которые бы оправдали насилие над личностью. И чтобы эффективно работать, нужно разделять ценности компаний. Человек ищет зону комфорта. На работе он проводит половину суток. Если у него там зона некомфорта, то о каком построении личного бренда можно говорить? Не надо бояться изменить свою жизнь.

«Люди хотят, чтобы все было стабильно, как при Брежневе»

F: Сколько времени уйдет у героев на самореформу?

– Чтобы набор случайностей превратить в константу, психологи рекомендуют потратить как минимум три месяца, чтобы закрепить новые привычки. Если наши герои из мульфильма начнут меняться сейчас, то к тому времени, как на деревьях распустятся зеленые листки, Ослик увидит, что солнце светит ярко, а Кролик будет радоваться жизни не в одиночку среди своих запасов, а среди друзей.

F: А как относиться к тому, если тебе постоянно напоминают, каким ты был раньше?

– Делить на 16. Надо понимать, что есть круг людей, советы которых тебе важны, а есть те, кому можно сказать: «Спасибо, проходите мимо». Если тебя постоянно тыкают носом в прошлое, то проблема не в тебе, а в том человеке. Нельзя исключать и зависть: люди-то хотят, чтобы ни у кого ничего не менялось, чтобы все было стабильно, как при развитом социализме во времена Брежнева. Да, для некоторых трудно пережить, если кто-то резко меняет жизнь к лучшему. Но это прекрасный мотивирующий фактор: если другой смог, то и ты сможешь.

«Чем больше ты натворил, тем больше твои доходы»

F: Стоит ли нашим мультяшным друзьям обращаться к специалистам по брендингу?

– Отдаваться в руки первому попавшемуся человеку, который назвал себя специалистом, нельзя, если у тебя нет кучи денег. Если хочешь пройти тренинги по личностному росту - внимательно изучи рынок, отзывы. Вот тут не грех расспросить всех знакомых, потому что за любым специалистом могут стоять дутые проекты. А человек, который занимается переустройством твоего внутреннего мира, должен быть таким же квалифицированным, как твой личный врач.

F: Самостоятельно перестроить собственный бренд возможно?

– Если у тебя есть цель и ты четко видишь последовательность своих действий, если можешь посмотреть на ситуацию не в упор, а чуть сверху, то почему бы и нет? В конце концов, на этом основана масса психологических книг - от «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги до «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга» Кита Феррацци. Любому человеку, который хочет построить свой личный бренд, неплохо иметь и огромный круг знакомств, и людей, с которыми он может делиться бесплатными знаниями. Прежде, чем выйти на уровень эксперта, нужно много и плодотворно работать, причем бесплатно. Почему бесплатно? Потому что тебе нужно создавать свое имя. Ты должен писать статьи, делать рассылки, обновлять свой блог или страницу в соцсетях. Тебе за это никто не будет платить. Но в будущем, если люди захотят нанять тебя на тренинги или выступления, они будут видеть, что ты хороший специалист, что тебя знают на рынке. Первое время ты будешь бесплатно работать на себя, но потом имя будет приносить тебе доход.

F: Какие ошибки обычно совершают при переустройстве самого себя?

– Никогда не надо спешить с изменениями, все это требует времени, принятия себя в новом образе. Допустим, если Ослик Иа представит, что он гиперактивный Винни-Пух, начнет прыгать и вселиться, то все вокруг подумают, что он с ума сошел. Или если ни с того ни с сего Кролик откроет свои окна-двери и выставит на стол все запасы: «Ешьте, гости дорогие!», то и ему вызовут неотложку, потому что он всю жизнь экономил и не каждого пускал на порог.

F: Если обращаться к специалистам, то во сколько «реформы» могут обойтись?

– В моей отрасли день работы хорошего бизнес-тренера стоит от $700-1000 и до бесконечности. Вот бывшие президенты США активно подрабатывают выступлениями на деловых форумах или читают лекции студентам. Выступление президента Билла Клинтона может стоить $100 тыс. Это треть его годовой зарплаты во время президентства. Прайс зависит от масштаба личности: чем больше ты натворил - тем больше у тебя доход.

Что написано у Абрамовича на визитке

F: На ваш взгляд, что собой представляет идеальный человек-бренд?

– Это человек, у которого на визитке могут быть написаны только его имя и фамилия. Условному Путину не надо говорить, кто он такой. Или зачем на визитке Романа Абрамовича писать, что он владелец того или сего. Информацию об этих людях не надо смотреть в Википедии или в Google, им не нужны лишние представления – о них и так все знают. Хотя представляться все-таки нужно. Ныне покойная Маргарет Тэтчер, заходя в любую аудиторию, даже когда возглавляла правительство и ее все знали, говорила: «Здравствуйте! Меня зовут Маргарет Тэтчер». Это тоже момент позиционирования – она напоминала, что она Маргарет Тэтчер, чтобы собравшиеся осознавал масштаб личности, которая перед ними выступает.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить