Как искусство меняет жизнь города и работает на прибыль
Последние несколько лет все сложнее не замечать растущего интереса бизнеса и власти к креативным индустриям - мощным драйверам экономики, которые включают в себя такие направления, как искусство, дизайн, моду, IT, киноиндустрию, урбанизм
По данным отчета UNESCO за 2018 год уже сегодня креативный сектор зарабатывает мировой экономике $2,250 млрд и экспортирует около $250 млрд, создавая новые рабочие места для женщин, людей в возрасте от 15-29 лет и, по прогнозам, в скором времени будет отвечать за 10% мирового ВВП.
Пусть эти цифры не выглядят так же впечатляюще, как, скажем, нефтяной сектор. Однако креативное сообщество не лукавит, когда называет культуру новой нефтью - ведь капитализации всего рынка одного значимого художника может в разы превышать стоимость нескольких нефтяных компаний. Например, Газпром, который сегодня оценивается примерно в $80 млрд, вряд ли обгоняет капитализацию рынка всех произведений Пабло Пикассо, аукционный рекорд которого составляет $179,365,000 за полотно «Женщины Алжира» (версия 0) .
Очевидно, что не каждый из объектов, созданных художником, может уйти на аукционе с таким ценовым коридором, но совокупно они аккумулируют внушительный объем капитала, при передвижении которого государство получает налоги, а индустрия - новые стимулы. И уже сейчас ясно, что в недалеком будущем строить университеты искусства будет так же выгодно, как строить заводы.
Очевидно и другое: не все художники становятся Пабло Пикассо, и завод кажется более понятным активом с возможностью заранее просчитать затраты и понять долю рынка в той или иной индустрии. Здесь также важно, что общим местом индустриального и постиндустриального мира все еще являются города как центры концентрации рабочей силы, культуры и средств производства. Просто суть этих городов меняется - с централизованных, зонированных под производство кирпичных гигантов или других градообразующих предприятий в сторону пешеходных, комфортных для жизни и эстетически приятных городов, где рождается и процветает культура. Как правильно заметил известный политолог и галерист Марат Гельман, патриотизм становится сегодня градоцентричным, и города соревнуются за человеческий капитал - мы более не привязаны к жизни в одном месте и выбираем те города, где нам комфортнее работать и жить.
Как прошел первый саммит Forbes Kazakhstan 30 under 30
Он состоялся в четверг, 24 июня, на горнолыжном курорте Шымбулак →
Одним из основных факторов такого комфорта является наличие в этих городах логичного архитектурного облика и грамотно вписанного в него паблик-арта. И если в случае с архитектурой разработка единого визуального кода и переход к одноцветным, простым текстурам - задача довольно сложная, то с паблик-артом ситуация кажется более прогнозируемой и понятной. Есть общественные пространства, пешеходные зоны и бизнесы, которые нуждаются в привлечении людского потока и придания месту идентичности.
Почему мы так любим Лондон, Париж и Барселону и часто называем их культурными столицами? Отчасти потому, что эти города наполнены объектами публичного искусства, созданными известными и понимающими эту задачу художниками. Так, в Нью-Йорке только одна организация Public Art Fund с даты своего основания в 1977 году выставила более пятисот художников и проектов в публичных пространствах города - от Таймс-сквер до камерных парков Бронкса – сделав его тем самым более «живым», более откликающимся на новые вызовы времени, которые как бы незримо соперничают с традиционной, привычной архитекрутой.
Более пятисот проектов - это не считая крупный частный капитал, корпорации и малый бизнес, которые тоже вкладывают деньги в развитие культурной инфраструктуры города через программу «Процент на искусство» (Percent For Art). Суть программы проста - около 1% от общего бюджета всех девелоперских компаний идет в казну города и перераспределяется в сектор культурной экономики через установку скульптур, субсидирование некоммерческих организаций и стимуляцию сообществ разных районов города, направленных на решение задач каждого из них.
К примеру, компания Х строит небоскреб за условные $500 млн, а это значит, что $5 млн оттуда попадают в мэрию, где группа компетентных кураторов покупает на них знаковую скульптуру, которая остается на балансе города или самой организации. Именно так в 1974 году у Чикаго появился «Фламинго» Александра Колдера за относительно доступные для бюджетов больших городов $350,000. Даже с учетом инфляционной корреляцией эта скульптура является великолепным активом, который, с одной стороны, оживляет место и добавляет ему идентичность, с другой стороны, пассивно растет в стоимости, одновременно повышая средние показатели по цене за квадратный метр примерно на 4% в год на объекты недвижимости в радиусе одной пешеходной мили. Сложно рассчитать рыночную стоимость «Фламинго» сегодня, но, с учетом аукционных рекордов художника за произведения куда меньшего размера, эту работу можно оценить в десятки миллионов долларов - это если Чикаго вдруг когда-то решит продать принадлежащий ему шедевр.
Те же металлические балки, из которых в индустриальной экономике сделали бы рельсы, переходят в разряд символического капитала и дают неожиданно такой же, если не более эффективный результат: железо + художник = история. А людям одинаково важны и рельсы, и фламинго, вырастающий из мостовой шумного города. Люди являются продуктом эволюции эстетических процессов, нам нравится окружать себя красивыми объектами со времен, когда еще австралопитеками мы собирали ракушки на берегу моря. Мы с большей вероятностью выпьем кофе на площади, где есть скульптура, чем там, где ее нет.
Это уже понимают представители крупного казахстанского бизнеса, покупая для территории своих девелоперских проектов скульптуры таких знаменитых художников, как Жауме Пленза, Фернандо Ботеро и Ник Фиддиан Грин. Через эти прогрессивные решения улучшается городская среда, выигрывает художник, чье произведение теперь является визуальным и смысловым магнитом, а также бизнес, который правильно диверсифицирует свой портфель через искусство.
До 5% всех активов подавляющего большинства таких городов лежат именно в искусстве. А с учетом того, сколько денег Федеральный резерв напечатал с начала пандемии, задуматься над диверсификацией портфеля стоит всем бизнесам, чья капитализация превышает $100 млн. Важным фактором тут является еще и локальность подобных приобретений, и, если государственный аппарат пока подстраивается под эти экосистемы (остро нуждаясь, например, в налоговой реформе по субсидированию культуры), то бизнес может не ждать появления программы «Процент на искусство» и начать собирать свои коллекции скульптур уже сегодня.
Здоровый баланс между blue chip - художниками с западной репрезентацией - и вера в локальные сообщества, а также потребности самого рынка ощутимо приблизят грани этого спектра друг к другу. По-настоящему здорово было бы видеть на одной площади знаменитостей вроде Яёи Кусамы и казахстанских художников, чей рынок утвердился бы и окреп от удачного соседства с мировой звездой. Подобные культурные мостики между одними сообществами и другими быстро замечают звездные архитекторы, урбанисты и коллекционеры искусства, чем стимулируют интерес к городу и его культуре и чем, очевидным образом, привлекают новые инвестиции и новых туристов. Так формируется здоровая экосистема, в которой бизнес помогает художнику, который помогает городу, который в свою очередь помогает бизнесу.
Помимо этого, стоит вспомнить, что рынок лучших художников (по индексу Art Price 100) с начала 2000-х опережает S&P500 на 250% - а это вполне ощутимый рост, который можно посчитать на калькуляторе. Искусство делает города лучше, его владельцев богаче, а также формирует благоприятную среду для улучшения человеческого капитала внутри города. Человек устанавливает скульптуры в местах, которые являются ключевыми для любого города со времен Древнего Египта, Греции и Рима.
Цивилизации приходят и уходят, но то, как распорядились пространством городов люди, жившие там, отзывается эхом через столетия и помогает нам понять самих себя. Искусство - это смысловой архив общества, через него мы манифестируем ценности нашего социума, а также ценности наших компаний и бизнесов, делая мир вокруг изящнее, содержательнее и лучше.
Владислав Слудский, арт-консультант, соучредитель Евразийского культурного альянса, основатель Qazart
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook