Как бизнесмену пережить кризис и не сойти с ума

11434

Чувство безопасности, стабильности, баланса, гармонии необходимы предпринимателю по одной простой причине – ему нужно постоянно принимать сильные взвешенные управленческие решения, так как это является основным продуктом деятельности менеджера

Фото: Depositphotos.com/HayDmitriy

Каждый удачливый предприниматель - однозначно психолог-практик. Однако наука психология богата теорией, которая остается бизнесмену недоступной из-за сложного и витиеватого изложения в специальной литературе. К тому же предприниматели, боящиеся психологов, как черти ладана, имеют предубеждения против психологов и психологии как прикладной науки, хотя сами прекрасно как практики разбираются во многих вещах гораздо глубже многих университетских преподавателе- теоретиков. Хочу поделиться практическими примерами психологической защиты в бизнесе, которые ведут к неадекватным поступкам и тяжким последствиям в управленческих решениях.

Психологическая защита нужна нормальной человеческой психике (предприниматель ведь тоже человек) для того, чтобы уберегать себя от сильных переживаний и душевной боли. Ты неким образом «обезболиваешь» свои сильные переживания и эмоции, чтобы они не «заклинили» и без того перегруженную заботами о бизнесе голову. А забот-то полон рот. Обычный владелец малого и среднего бизнеса и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Почему?

Мало какой собственник МСБ в Казахстане может похвастаться, что перевёл свою компанию на следующий этап жизненного цикла после «тусовки» (когда все делают всё) - этап механизации.

Под «механизацией» понимается чёткое разделение труда и формализация внутренних корпоративных знаний, превращающих компанию из ватаги «тусовщиков» в регулярную «армию». А «механика» внутри системы бизнеса нужна для того, чтобы нарастить эффективность. И пока этот переход не произошёл в той или иной степени, нагрузка на предпринимателя весьма высока, так как бизнес в ручном управлении не работает как хорошо отлаженный механизм или система. А при серьёзной нагрузке на предпринимателя и его психику возникает разного рода психологическая защита, часть видов которой мы и рассмотрим.

Природное стремление психики живого человека к балансу «что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния безопасности» вполне объяснима. Это защита.

Человек стремится к безопасности, как материальной, так и психологической, во вторую очередь после удовлетворения физических потребностей, таких как голод и жажда, это понятно из пирамиды Маслоу.

Чувство безопасности, стабильности, баланса, гармонии необходимы предпринимателю по одной простой причине – ему нужно постоянно принимать сильные, взвешенные управленческие решения, так как это является основным продуктом деятельности менеджера. Что значит сильные и взвешенные? Удовлетворяющие компанию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. А это невероятно сложно. Для этого нужен спокойный, холодный ум и умение комбинировать ресурсы, которые есть у компании. Твой просчёт как предпринимателя может стоить компании больших денег или вообще гибели. А это большие проблемы и для предпринимателя, и для его сотрудников. Ответственность невероятно высока. И он тащит её груз несмотря ни на какие кризисы.

Предприниматель не робот, он человек, и так уж устроена психика человека, что он не может не испытывать различных негативных эмоций и потрясений, которые в кризисное время на каждом шагу. Если чувства и эмоции не проработаны на сознательном уровне, они могут «уйти» в бессознательное и затем ещё долго отравлять жизнь и деятельность. В результате сначала появятся вторичные реакции на ситуацию – обида, негодование, раздражённость, напряжение, плохое настроение, депрессия. Как правило, потрогать руками мы эти вещи не можем, но они отравляют нам жизнь изнутри. Впоследствии появляются первые признаки психосоматики: это симптомы или заболевания, которые развиваются в рамках ответной реакции организма на стресс. А так как мы не прорабатываем свои эмоции, то мы их вытесняем вглубь, что вызывает различные заболевания. Это могут быть как отдельные проявления — например, боль в области шеи, головы или живота, судороги, тики, тошнота, слабость, головокружение — в основе которых нет болезни как таковой. Так и хронические заболевания, такие как астма, гастрит, ишемическая болезнь сердца и т.д. Ровно точно так же происходит с накопленными проблемами в бизнесе, когда имеющиеся потребности не могут быть удовлетворены по каким-либо причинам, и наши переживания переходят в бессознательные механизмы защиты, тем самым мы постепенно разрушаем свой бизнес изнутри.

Перечислим основные способы психологической защиты: отрицание, забывание, вытеснение, проекция, интеллектуализация, идентификация, рационализация, замещение, отчуждение, регрессия, аддикция, сублимация и некоторые другие.

Отрицание в бизнесе

Часто защита предпринимателю действительно нужна, чтобы сохранить свою «крышу» и не сойти с ума. Например, если человек узнал о смерти близкого человека, отрицание есть защита необходимая для сохранения психики в норме, при ударе от потери - некое временное отрицание факта потери. Пример из бизнеса: ключевой клиент, под который заточена система бизнеса (он без диверсификации), вдруг решил разорвать контракт. Я знаю массу бизнесов, которые являются бизнесом одного крупного клиента и попадают в зависимость от него. Это весьма опасно и может вызвать кризис.

Почему?

Компания за время обработки крупного клиента (а иногда это годы) теряет базовый навык выживания на рынке. А в это время конкуренты, не имеющие такого преимущества, наращивают «мускулы и зубы» продаж и сервиса, обучаясь работать и выживать в свободных «рыночных джунглях», где выживает сильнейший и гибкий.

Предприниматель, испытывая психологическое потрясение, желая избежать поиска решения сложной проблемы, от которой зависит выживание бизнеса, просто их бессознательно не видит, отрицает, таким образом искусственно продлевая психологическую стабильность. Понятно, что кризис приходит, несмотря на психическую защиту. Но ведь человеческая природа такова (она имеет психологическую защиту), и это надо учитывать при определении слабого звена в системе, которое подчас и есть это самое отрицание.  

Или вот такой пример: руководитель компании «отрицает» регулярный менеджмент, который необходим для перехода её из жизненного цикла «тусовки» в «механизацию», аргументируя тем, что «мы одна семья и нам не нужны стандарты и алгоритмы, чтобы быть эффективными и результативными». Он просто не знает (пребывает в невежестве), на каком этапе жизненного цикла находится его компания, и не подозревает, что на каждом этапе нужны разные инструменты управления, и то, что работало вчера (его старый опыт в управлении маленькой компанией), может вредить бизнесу (ставшему большим и взрослым) сегодня и убить его завтра.

К тому же он пребывает в иллюзии единственного правильного мнения – своего, так как компания находится в ручном управлении и делегирования полномочий и ответственности не происходит, что приводит к тому, что он становится слабым звеном и находится в «ловушке основателя». Термин «ловушка основателя» означает высокую зависимость компании от её основателя (как и зависимость основателя от компании) который замыкает на себе все процессы в компании, но сам не в состоянии выделить время на анализ и решение стратегических задач. О ней, как о психологическом феномене, мы поговорим в статье про аддикцию (зависимость), так как основатель компании вдруг, являясь самым ценным активом, становится самым узким местом в организации (слабое звено). И в этом парадокс ловушки основателя. И парадоксальность ещё в том, что возникает порочный круг зависимости (аддикции), т.е. собственник зависит от компании, а компания зависит от собственника.

Но ведь «законы бизнеса», как и законы мироздания, не обманешь. Либо компания переходит на следующий этап жизненного цикла, либо освобождает место для тех, кто смог «механизироваться» и стать эффективным.

Руководитель откладывает решение ключевых задач по внедрению регулярного управления на завтра, продолжая «тушить пожары», которые возникают с регулярной периодичностью, да к тому же окружает себя теми, кто его «понимает» и не противоречит, и становится искателями одобрения у тех, кто ему льстит, утратив при этом способность адекватно оценивать реальность, поддаваясь лести и угодничеству в ущерб истине, что, по сути, есть отрицание того, что проблема существует, и её нужно решать, пока компания не долетела до дна, с которого уже не будет возможности выбраться. Порой даже толковые сотрудники указывают на аномальную проблематику для этого жизненного цикла и сообщают о ней, а руководитель отрицает её, пряча голову как страус, что приводит со временем к патологии, которая ведет к очень плачевным последствиям для системы бизнеса.

Отрицание искажает восприятие реальности, но увидеть его предприниматель самостоятельно не может, так же как и компания в целом, так как повязаны в коллективной иллюзии, не способны увидеть собственное отрицание, поэтому человек как личность обращается к психологу, а компания - к консультантам. Они могут стать тем самым зеркалом, в котором можно увидеть ситуацию без прикрас и отрицания.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить