Интеллектуальная свобода и её новые враги

5336

Выставка на тему Первой мировой войны в Доме европейской истории в Брюсселе предлагает посетителям захватывающее зрелище. Музей использовал простой, но драматичный жест – разместил прямо в центре комнаты в стеклянной витрине пистолет, которым якобы был убит эрцгерцог Франц Фердинанд в июне 1914 года

Фото: pixabay.com

Экскурсовод сообщил нашей группе, что после долгих споров музей согласился время от времени менять экспонаты, чтобы разные страны могли выставлять свои самые ценные исторические реликвии. Но когда я с раздражением заметила, что пистолет Гаврилы Принципа, использованный в Сараево, ничем не заменишь, куратор ответил: четыре европейских музея утверждают, что только пистолет из их экспозиции – настоящий.

Как бы я ни уважала и защищала многообразие европейских национальных традиций, но лишь один пистолет, а не четыре, положил начало Первой мировой войне. Мы не можем проявлять «плюрализм» и «инклюзивность», когда исторические факты диктуют единственный правильный ответ на вопрос. И такие вопросы должны решаться специалистами, имеющими серьезную подготовку по истории (и умеющими пользоваться историческими источниками) данной эпохи, а не политически ангажированными людьми.

Такой взгляд может показаться самоочевидным. Но уже в нескольких европейских странах над учёными, их институтами и легитимностью самих научных знаний нависла угроза. Свободно избранные правительства не так давно заблокировали финансовую поддержку исследовательских проектов без официального объяснения (Болгария), исключили образовательные программы из списка аккредитованных университетских предметов (Венгрия) и даже ликвидировали целые дисциплины (Польша).

Эти правительства игнорируют многовековые университетские традиции, считавшиеся незыблемыми даже в коммунистическую эпоху. Но власти, стоящие за подобными решениями, не заинтересованы в установлении исторических или научных фактов. И они готовы критиковать, высмеивать или даже запугивать тех, кто уже получил такие знания или желает это сделать.

Однако у нас нет оснований подозревать зачинщиков этих атак в невежестве, необразованности и неуважении к знаниям. Высокопоставленные члены венгерского правительства, которые вынудили Центрально-Европейский университет, основанный финансистом Джорджем Соросом, переехать в Вену и запретили гендерные исследования, ранее получали стипендии от Фонда открытого общества Сороса для обучения в Оксфорде, Нью-Йорке и других местах. Это высокообразованные люди, которые знают, что знание – сила, имеют ясные цели и используют в своих интересах тот факт, что образование в Евросоюзе находится в компетенции национальных правительств, а не брюссельских учреждений.

Эти правительства хотят создать систему образования, при которой только государство решает, какие области исследований необходимы и социально важны. В перспективе они, вероятно, также хотят, чтобы государство закрепило за сторонниками его политической линии право производить и передавать знания.

Другими словами, доступ к знаниям перестанет быть гражданским правом. Политическая благонадёжность будет определять, кто и что может преподавать и изучать о стране и её прошлом. Это будет означать контрдемократизацию высшего образования и науки в целом и вербовку «экспертов» для обслуживания задач, антидемократических в самом широком смысле слова. Чтобы предотвратить последнее, мы должны противостоять первому.

Демократическая научная политика строится на том принципе, что доступ к науке – неотъемлемое право человека. Кроме того, она основана на справедливом положении, что качество знаний, добытых в демократической исследовательской атмосфере, выше, чем произведённых теми, кто стал «экспертом» благодаря политическим связям.

Многие вопросы в области социальных и гуманитарных наук имеют конкретные ответы. В конечном счёте мы должны принять вердикты экспертов, посвятивших всю свою карьеру данной конкретной проблеме, а не тех, у кого есть политические предпочтения.

Поэтому мы должны бороться с тревожной тенденцией европейских правительств присваивать себе право решать научные вопросы и назначать своих сторонников в качестве арбитров истины. И мы должны усомниться в том, место ли среди европейских университетов и исследовательских институтов новым идеологически ангажированным правительственным исследовательским институтам и университетам, созданным в некоторых из этих стран.

Условия интеллектуального климата для социологов и других учёных в посткоммунистической Европе носят всё более угнетающий характер. Нельзя оставлять их в одиночестве защищать демократическое стремление к знаниям от тех, кто по указке правительства решает, какой именно пистолет стрелял в Сараево.

Андреа Пето, профессор кафедры гендерных исследований в Центрально-Европейском университете и доктор наук Венгерской академии наук. В 2018 году ей была присуждена премия мадам де Сталь за культурные ценности

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить