Эксперимент №1

Три подруги – Асель Джабасова, Анастасия Гончарова и Айнур Кангужина – создали Experimentarium – источник вдохновения для покупателей и площадку для сбыта продукции дизайнеров и ремесленников

Experimentarium стал развиваться сразу в трех направлениях – на сайте помимо фотографий авторских продуктов выкладывают вдохновляющие материалы: репортажи из мастерских, творческие эксперименты. Параллельно запустили программу необычных экспериментов Experimentarium Live: музыка, литература, кино, кулинария, ­изящные искусства. И, пожалуй, самый бизнес-ориентированный сегмент проекта – офлайн-магазин под тем же названием.

фото из личного архива
Асель Джабасова

Experimentarium имел большие творческие амбиции, но задумывался как довольно робкий бизнес-проект. – Понимание потенциала и возможностей пришло позже, когда мы перестали романтизировать дизайн как авторский голос и посмотрели на положение индустрии в целом – от ремесел и арт-школ до ассортимента конкретных магазинов, – рассказывает Асель Джабасова.

Вдохновением, по признанию создателей Experimentarium, стали авторские вещи и дизайнерские магазинчики, которые встречались и западали в душу во время путешествий. Захотелось и дома окружить себя особенными вещами с историей, которыми хочется не только обладать, но и делиться.

– У нас много друзей, которые занимаются дизайном продуктов очень высокого качества. Они выходят на российский рынок, одна киргизская марка уже продается в Европе, к примеру, но не в Центральной Азии. Мы хотели поддержать наших дизайнеров и показать покупателям их потенциал, – говорит команда Experimentarium.

Планку сразу взяли высокую: дизайнерскую продукцию отбирают самостоятельно, ездили в Бишкек и Ташкент, чтобы лично познакомиться с мастерами из соседних стран. Чтобы стать частью Experimentarium, нужно жить и творить в Средней Азии, заниматься производством профессионально и зарабатывать на этом деньги, а не в качестве хобби. Ставку делают на промышленный дизайн, нестандартные взгляды и новаторские идеи. А не просто «радовать глаз», уточняют создатели проекта.

фото из личного архива
Анастасия Гончарова

Сегодня в магазине представлены казахстанские мастера (65 % всего ассортимента), журнальная продукция (10 %), а также дизайнеры из Узбекистана и Кыргызстана (25 %).

– Первый месяц работы показал, что казахстанские, киргизские и узбекские мастера создают продукцию идентичного качества и достаточно высокого уровня. Разница состоит в том, что ремесленников и дизайнеров в Киргизии и Узбекистане в несколько раз больше, чем в Казахстане. Если в категории «изделия из кожи» в Алматы работают три мастерские, то в Ташкенте – 93. Конкуренция заставляет их быть более гибкими и изобретательными. При таком ограниченном количестве местных брендов наших дизайнеров легко знать в лицо. Мы будем стараться открывать новые имена. У киргизов сейчас есть фантастические предложения по интерьерным решениям, которые вы скоро сможете оценить, – рассказывает Анастасия Гончарова.

фото из личного архива
Магазин станет поддержкой для популяризации дизайнерской продукции и индикатором потребительских предпочтений

Условия работы с каждым дизайнером оговариваются индивидуально – в среднем за реализацию продукции и продвижение бренда Experimentarium берет от 10 до 25 %.

На запуск онлайн-проекта потратили около 100 долларов – на эти деньги купили домен и оплатили услуги хостинга на год. Вложенные усилия и время команды монетизировать даже не пытаются. Помогла и безвозмездная помощь друзей: Жанар Серикпаева разработала логотип и сетку сайта, команда Руслана Туганова разработала сам сайт. Магазин запустили спустя полгода.

– В партнерстве с галереей Space Multimedia запуск обошелся в 5000 долларов. Торговое оборудование мы смастерили своими руками из строительного мусора, найденного на стройке ТРЦ «Достык-Плаза». Хипстеры-мародеры – такое 

тоже бывает, – говорит Айнур Кангужина.

На окупаемость планируют выйти в течение полугода.

– У нас была возможность протестировать разные виды продукции и есть понимание, в каком направлении развиваться контенту магазина дальше. Мы ищем инвесторов и нам есть что им предложить. Наша сильная черта – нам удалось объединить вокруг сайта Experimentarium.org, программы творческих экспериментов и мастер-классов Experimentarium Live и магазина Experimentarium определенный пласт потребителей, которые находят у нас то, чего больше нет нигде. Мы готовы заниматься продюсированием и инициировать создание новых продуктов, – рассказывает команда Experimentarium.

Одной из особенностей работы называют необходимость подробно рассказывать посетителям магазина о дизайнерах и их продукции, объяснять идею. Как-то даже провели эксперимент: находясь в магазине полдня, не вступали в контакты с покупателями, обмениваясь лишь дежурными репликами – уровень продаж сразу снизился. Не готовы к становлению на бизнес-рельсы и казахстанские дизайнеры – они мыслят категориями ремесленных мастерских, а не масштабных производств.

– И, конечно, нюансы торгового процесса – наши покупатели воспринимают новую информацию только на тактильном уровне! Некоторые вещи трогают настолько много, что за месяц они приходят в полную непригодность, – добавляет Анастасия Гончарова.

В планах – стать полноценной площадкой для творческих экспериментов, а также объединять мастеров, экспертов и заинтересованных инвесторов.

"Мы заняли свою нишу и обладаем огромным кредитом доверия своих ­поставщиков. Эта ответственность перед ними двигает нас вперед"

– К примеру, в Киргизии и Узбекистане создаются кооперативы, профсоюзы, фонды и объединения, вливающие колоссальные средства в развитие ремесел и локальной продукции, в техническое оснащение, профессиональное образование и обмен экспертизой. На этом фоне наш масштаб – капля в море, но мы хотим стать катализатором изменений и привлечь внимание к теме современного локального производства.

фото из личного архива
Айнур Кангужина

За первый месяц работы мы уже почувствовали воодушевляющую поддержку от покупателей – дух патриотизма очень развит, многие хотят поддерживать местных дизайнеров и сразу же голосуют рублем, – делятся создатели Experimentarium.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3225 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
25 июня родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить