Для центральных банков наступил решающий момент

7447

ЦЮРИХ – В своем известном исследовании Golden Fetters («Золотые кандалы»), посвященном краху золотого стандарта в межвоенный период, американский историк экономики Барри Эйхенгрин подчеркнул, что важные политические и социальные изменения, в частности расширение франшизы, сделали невозможным сохранение системы. Электораты больше не желали терпеть жесткую экономию, если этого требовало соблюдение золотого стандарта

ФОТО: Depositphotos.com/AndreyPopov

Преобладающий режим денежно-кредитной политики был сметен новым политическим ландшафтом. Некоторые страны, такие как США и Великобритания, достаточно быстро приспособились к новым реалиям, и их экономики преуспели. Другие, такие как Франция и Швейцария, отреагировали медленно и пострадали от последствий.

Сегодня центральные банки приближаются к «золотым кандалам» нового времени. Менее чем за десять лет глобальный финансовый кризис, изменение климата и пандемия COVID-19 изменили среду, в которой они функционируют, – и общественное мнение также не на их стороне.

Особенно очевидны два изменения в настроении общественного мнения. Во-первых, общественность в целом согласна с тем, что глобальное потепление реально и что ухудшение состояния окружающей среды представляет собой серьезную угрозу. Многие считают, что правительства – в том числе центральные банки – должны сделать все возможное для решения этих проблем.

Во-вторых, ответная реакция центральных банков на финансовый кризис и пандемию вызвала огромный рост имущественного неравенства. Посредством снижения процентных ставок до нуля или ниже и скупки огромного количества государственных облигаций центральные банки сбили процентные ставки на кривой доходности до беспрецедентно низких уровней. В некоторых странах, особенно в Германии, доходность по всем срокам погашения государственного долга упала ниже нуля.

Хотя эти меры были важны для того, чтобы дать экономике крайне необходимый толчок, они были сделаны за счет повышения цен практически на все активы, включая акции, облигации и жилую недвижимость. Так работает денежно-кредитная политика. Но большая часть населения считает крайне несправедливым, что в то время как многие из них пострадали от безработицы и экономических трудностей в результате этих двух кризисов, владельцы активов получили огромные выгоды.

Некоторые директивные органы, определяющие денежно-кредитную политику, утверждали, что, независимо от сдвигов в общественном мнении, их полномочия не предоставляют им достаточно оснований для устранения неравенства и экологических угроз. И в любом случае, утверждают они, имеющиеся в их распоряжении инструменты не в состоянии эффективно решить эти проблемы. В этих аргументах, несомненно, есть доля правды, но многие люди находят их лишенными воображения и неубедительными.

Президент Европейского центрального банка Кристин Лагард взяла на себя ведущую роль в противостоянии новой реальности, настаивая на включении проблемы изменения климата в стратегический обзор системы денежно-кредитной политики ЕЦБ. Этот обзор может прийти к заключению, что ЕЦБ должен учитывать экологические соображения при принятии решения о том, какие активы принимать в качестве залога своих денежных операций и как их оценивать.

Европейские банковские регулирующие органы могут впоследствии снизить начисления на капитал для «зеленых» активов или увеличить их для «коричневых» на том основании, что действующее законодательство недооценивает степень риска неблагоприятных для климата холдингов.

В целом, если они того пожелают, у центральных банков и финансовых регуляторов есть несколько способов включить экологические соображения в свою политику. И поскольку от ЕЦБ требуется «поддерживать общую экономическую политику в ЕС», частью которой является ограничение изменения климата, он, похоже, в этом отношении занимает твердую правовую позицию. Важно отметить, что центральные банки признают, что они могут способствовать экологизации экономики, не упуская из виду своих основных целей денежно-кредитной политики и финансовой стабильности.

Федеральная резервная система США недавно дополнила это стремление, став первым крупным центральным банком, включившим соображения неравенства в свою политику. Объявляя об итогах обзора денежно-кредитной политики ФРС в прошлом месяце, председатель ФРС Джером Пауэлл подчеркнул, что чернокожие и латиноамериканские общины Америки также извлекли выгоду из жесткой конъюнктуры рынков труда до того, как разразился COVID-19.

Пауэлл продолжил, что при разработке политики ФРС будет нацелена только на сокращение занятости от ее максимального уровня и меньше беспокоиться о ситуациях, когда занятость превышает оценки своего пикового устойчивого уровня. Это отражает все более широко распространенное мнение о том, что очень низкий уровень безработицы вряд ли вызовет инфляцию и принесет большую пользу домашним хозяйствам с низким и умеренным доходом.

Поскольку ЕЦБ обеспокоен экологическими рисками, а ФРС – перспективами меньшинств на рынке труда, становится очевидным, что времена для центральных банков меняются. Другие директивные органы, определяющие денежно-кредитную политику, последуют их примеру, а репутации тех, кто не видит в этом необходимости или не спешат реагировать, будет нанесен ущерб.

Сегодняшним центробанкам стоило бы прислушаться к совету последнего президента Советского Союза Михаила Горбачева. Когда Горбачев встретился с коммунистическими лидерами Восточной Германии в Берлине в октябре 1989 года, он предупредил их, что жизнь наказывает тех, кто приходит слишком поздно. Через месяц принимающие стороны и их режим были сметены.

Стефан Герлах, главный экономист EFG Bank в Цюрихе и бывший заместитель управляющего Центрального банка Ирландии, бывший исполнительный директор и главный экономист Валютно-финансового управления Гонконга и секретарь Комитета глобальной финансовой системы БМР

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить