Десятки стран могут никогда не получить вакцину от коронавируса. Что делать?

   Пандемия коронавируса
10424

ПЕКИН – Эволюционное давление, сопровождавшее распространение коронавируса, послужило началом волны пандемии COVID-19, в результате которой повсеместно начали появляться новые варианты вируса

ФОТО: Depositphotos.com/LyazaTretyakova

В качестве меры противодействия правительства по всему миру стремятся наперегонки вакцинировать достаточное количество людей для достижения коллективного иммунитета, прежде чем вирус приобретет мутацию, которая сведет к нулю эффективность существующих вакцин. К сожалению, в большом количестве стран с переходной и развивающейся экономикой эта гонка была проиграна, оставив каждого незащищенным перед новыми волнами вируса. Но так быть не должно.

Поспешное бесплатное тотальное распространение вакцин от COVID-19 по миру больше всего оказалось на руку крупным и богатым государствам. В создавшейся ситуации странам с переходной экономикой и развивающимся удастся достичь действенного уровня вакцинации разве что к концу текущего года, и это самый ранний срок. И большинство этих стран могут никогда не получить вакцин, на которые они разместили предварительный заказ, потому что производители давали несбыточные обещания относительно количества вакцин, которые они смогут поставить. Положение дел еще больше усугубляет растущий риск того, что вакцины, даже если они и поступят, утратят свою эффективность в связи с распространением новых вариаций вируса.

Однако указанные задержки с поставкой и ошибки в мировом регулировании все еще можно превратить в возможности. В связи с тем, что ситуация требует проведения массовой вакцинации в мировом масштабе, такие усилия могут послужить платформой для амбициозных международных инициатив по улучшению жизнестойкости системы здравоохранения, подготовки к противодействию новым пандемиям и работы в направлении всеобщего охвата услугами здравоохранения. Начало поставок в рамках глобального механизма по обеспечению доступности вакцин против COVID-19 создает условия для финансирования разработки и распространения вакцины.

Звезды сошлись именно на такой глобальной стратегии. На сей раз здоровье является самой главной темой мировой политической повестки, о которой горят желанием услышать ведущие лидеры и министры. Администрация президента США Джо Байдена вселила надежду, взяв на себя лидирующую роль в мировых делах и обеспечив надлежащее финансирование для того, чтобы прилагаемые усилия достигли бедных стран. Отмена Байденом решения Дональда Трампа о выходе США из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспечит столь необходимый авторитет и ресурсы для этой незаменимой организации. Мы не должны упустить такую возможность.

Разработка вакцины с упором на медико-санитарную помощь при доставке требует мобилизации потенциала широкого диапазона отраслей, в том числе инфраструктуры транспортировки, хранения и логистики. Кроме того, существующие системы иммунизации сосредоточены на обеспечении вакцинации детей и требуют адаптации для применения у взрослого населения.

Правительства уже разрабатывают национальные планы по разрешению трудных вопросов, в частности определения категорий населения для вакцинации в приоритетном порядке. Работники здравоохранения обновляют данные и системы мониторинга, определяют места проведения вакцинирования, осуществляют направленное воздействие на труднодостижимое население, готовят средства коммуникации для преодоления нежелания прививаться и разрешения других проблемных ситуаций.

В качестве первого шага в создании более прочной системы необходимо сохранить инфраструктуру вакцинации против COVID-19 для проведения вакцинирования от других заболеваний. Большое количество программ вакцинации и оказания медицинской помощи были отложены или приостановлены из-за пандемии. Мы должны изыскивать возможности для их возобновления. Крайне важно, чтобы работники здравоохранения по всему миру бы вакцинированы от других заболеваний, таких как гепатит B и грипп.

Применение вакцин от COVID-19 требует обновления или создания инфраструктуры доставки, в частности для вакцин, требующих наличия цепочек охлаждаемых хранилищ. В то же время для сохранения этой инфраструктуры после пандемии необходимо, чтобы она была экологически устойчивой. Применение солнечной энергии в логистических цепочках, а также в стандартных пунктах медицинской помощи в удаленных районах может создать долгосрочные преимущества в бедных странах с нестабильной подачей электрической энергии и ненадежными электрическими сетями.

Распространение иммунизации на взрослое население также потребует дополнительного обучения персонала. В этом случае нам необходимо определить, каким образом цифровые платформы и искусственный интеллект могут использоваться для обучения работников здравоохранения, волонтеров и немедицинского персонала по всему миру. Аналогичные технологии могут также применяться для распространения важных для населения санитарно-гигиенических сообщений против неинфекционных заболеваний, таких как диабет, или расширения программ по отказу от курения.

В предстоящие месяцы правительствам, а также учреждениям и специалистам, обеспечивающим медицинское обслуживание, необходимо собрать дополнительные данные о том, кто как был вакцинирован, какой вакциной и в какое время. Необходимо, чтобы вакцина была обновлена или разработана с нуля. Также требуется разработка и расширение современной цифровой инфраструктуры. К счастью для всех, эти банки данных можно пополнить дополнительными медицинскими данными и синхронизировать, возможно, с применением распределенного хранения достоверных данных для защиты конфиденциальности, а затем использовать для улучшения обслуживания или усовершенствования систем эпидемиологического надзора и других профилактических мер.

И, наконец, вероятно, самое важное: усилия по вакцинации от COVID-19 могут привести к расширению производства фармацевтической продукции и даже исследованиям в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Индия уже является крупным производителем лекарственных препаратов и вакцин, но миру потребуется еще больше региональных производственных и логистических центров, особенно если вирус COVID-19 станет эндемическим, как опасаются многие эпидемиологи. Необходимо усилить существующие структуры управления по противодействию фальсификации и контрабандной деятельности. Несмотря на то, что на это потребуются первоначальные затраты, они окупятся долгосрочными выгодами для структуры здравоохранения в этих странах.

Для получения максимальных результатов от усилий по вакцинации от COVID-19 необходимо, чтобы руководство осуществлялось на самом высоком уровне. Италия в качестве действующего председателя «Большой двадцатки», под руководством премьер-министра Марио Драги, опытного управленца, полностью контролирующего ситуацию, может работать совместно с Великобританией, председательствующей в «Большой семерке» и усиленной ВОЗ для использования предлагаемых возможностей. Пришло время максимально применить навыки и финансовые возможности банков по многостороннему развитию, неправительственных организаций и частного сектора.

Беспрецедентная скорость разработки вакцин от COVID-19 является показателем достижений человечества. Будучи хотя бы на шаг впереди, мы можем максимально использовать этот успех для равнозначного впечатляющего улучшения мировой системы здравоохранения, увеличения продолжительности жизни и повышения уровня удовлетворенности жизнью.

© Project Syndicate 1995-2021 

Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить