Держать дистанцию

7483

Сколько сэкономит казахстанский бизнес, если переведет хотя бы 1% сотрудников на удаленный формат работы

Фото: © Depositphotos.com/Rawpixel

Сегодня оптимизация расходов является актуальным вопросом для большинства компаний. Одни сокращают число работников, другие переезжают в офисы с более низкой арендной платой, а третьи переводят сотрудников на удаленный формат работы.

В среднем 1,2% от общего числа занятого населения планеты являются удаленными сотрудниками. В наиболее развитых странах это число достигает почти 30%. В соседней России на начало 2015 года численность работающего населения составила около 68 млн человек, из них удаленно работают около 2,53 млн человек.
Еще в начале года J’son & Partners Consulting представили бизнес-сообществу России исследование, согласно которому в ближайшие пять лет в стране каждый пятый сотрудник будет трудиться удаленно. В совокупности такая мера позволит сэкономить бизнесу более 1 трлн рублей (около $15,5 млрд). А каждый удаленный сотрудник внесет в экономику своего предприятия примерно $3150 в год за счет снижения расходов. Экономия будет осуществляться не на зарплатах, а на таких составляющих офисной жизнедеятельности, как аренда помещений, оплата коммунальных, расходы на программное обеспечение, развозка сотрудников, бесплатные обеды.

Для Казахстана «удаленка» – явление пока новое, но уже очевидное. Так, по данным группы компаний HeadHunter, за I полугодие 2015 года на hh.kz было размещено около 80 тыс. вакансий. «Из них предложений о работе с гибким графиком – 6,2%, что на 1% больше, чем в аналогичный период прошлого года, – сообщает эксперт департамента маркетинга и PR HeadHunter в Казахстане Лидия Стоялова. – Главным для работодателя являются те результаты, которые показывает сотрудник. Если такая практика будет давать положительные результаты, то компании начнут чаще практиковать данную форму трудовых отношений. Но для этого работодатель должен иметь четкий план действий, просчитать все возможные пути его реализации и быть готовым к возможным последствиям».

Согласно обзору hh.kz, наибольшее количество вакансий с предоставлением возможности гибкого графика размещено в разделах «продажи», «наука», «образование», «маркетинг», «начало карьеры», «ИТ», «телеком», «административный персонал».

Управляющий директор международной консалтинговой компании Colliers Kazakhstan и эксперт в области коммерческой недвижимости Баян Куатова отмечает, что сегодня сокращение расходов очень актуально для большинства компаний. «Уже сейчас среди представителей некоторых секторов, таких как строительство, недропользование или FMCG, наблюдается тенденция сокращения постоянного штата, – поясняет Куатова. – Альтернативой этому может служить наем сотрудников, работающих дистанционно, аутсорсинг некоторых административных функций или оптимизация офисного пространства».

По данным эксперта, в практику также входит такое понятие, как hotdesks – рабочие места, не закрепленные за конкретным сотрудником, предназначенные для работников, чье постоянное присутствие в офисе не обязательно. «Потенциал увеличения количества дистанционных работников в Казахстане, безусловно, есть. Данному тренду способствует ряд факторов: экономия на аренде офисных помещений; плохое качество бизнес-центров с низкой арендной ставкой; сложное транспортное сообщение сотрудников с местом работы; госпрограммы по снижению безработицы, обязывающие в случае снижения объемов производства перевести работников на неполный рабочий день или на другие виды работ; расширение возможностей в сфере информационных технологий», – перечисляет Баян Куатова.

Однако сами работодатели расходятся во мнениях по этому вопросу. Так, коммерческий директор проектировочной компании ТОО «Сана Жобалау» Евгений Твердохлебов считает, что предоставление сотрудникам гибкого графика работы – это во многом вынужденная мера для бизнеса в период нестабильной экономической ситуации. В компании из 15 работников 10 трудятся в удобном для них режиме с прицелом на качественный и своевременный результат. «С учетом специфики деятельности нашей компании, когда объем работ и, соответственно, дохода каждый месяц разный, такая мера видится весьма оправданной. Экономия средств, времени и пространства – вот плюсы такого режима работы наших сотрудников», – поясняет Евгений.
Однако без «но» в этом вопросе не обойтись. И, по мнению представителя проектировочной компании, «но» весьма существенное на фоне сложившихся особенностей казахстанской корпоративной культуры.

«Дистанционная работа в любом ее проявлении расслабляет работника, снижает уровень дисциплины и качество выполнения поставленной задачи. А это, по сути, часто нивелирует плюсы от экономии и оптимизации расходов компании. Поэтому я считаю, что удаленный формат работы не в каждой сфере деятельности применим. Да и сами участники рынка не готовы к тому, чтобы это стало нормой рынка труда», – высказывает свою точку зрения коммерческий директор ТОО «Сана Жобалау».

В то же время руководство консалтинговой компании Margo&Partners с оптимизмом смотрит на «удаленку». «Специфика нашей деятельности такова, что 80% сотрудников основное время проводят вне офиса. При этом в офисе мы встречаемся лишь раз в неделю. Таким образом, оказывается под сомнением целесообразность аренды помещения и формирование рабочего процесса в классическом понимании. Удаленная работа предполагает меньше контроля со стороны руководства компании, однако с учетом развития современных коммуникационных технологий выполнение задач можно отслеживать онлайн. Главное – результат работы, а не присутствие в офисе» – такого мнения придерживается партнер Margo&Partners Денис Казановский.

По его примерным подсчетам, для компании переход на удаленный режим сэкономит в среднем $1000 (по курсу 185 тенге за $1) в месяц. В Казахстане официально насчитывается примерно 6 млн наемных работников. Таким образом, можно предположить, что подобная оптимизация хотя бы 1% работающих казахстанцев (60 тыс. человек) принесет общую экономию порядка $60 млн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить