Что сделает новый руководитель со Всемирным банком?

8391

ЛОНДОН – Дэвид Мэлпасс занял пост президента Всемирного банка; с собой он принёс тяжёлый политический багаж. Он был номинирован президентом США Дональдом Трампом, а это вызывает опасения, что Мэлпасс воспользуется своим положением, чтобы открыть новый фронт в торговой войне Трампа с Китаем, подорвать лидерство этого банка в деле борьбы с изменением климата и, если говорить шире, ослабить систему многосторонних отношений (мультилатерализм)

Судить о Дэвиде Мэлпассе следует, исходя не из его прошлого или связей с администрацией Трампа, а по его делам. Став руководителем многостороннего учреждения, насчитывающего 189 членов и выполняющего задачу устранения некоторых величайших несправедливостей нашего времени (от нищеты до крайнего неравенства и глобального потепления), Мэлпасс занял одну из важнейших должностей в мире.

Какими бы ни были обстоятельства его назначения, следует избегать искушения вынести Мэлпассу приговор до завершения справедливого процесса. Его инстинктивный антимультилатерализм, возможно, преувеличивается. Будучи высокопоставленным сотрудником Министерства финансов США, он помог в прошлом году организовать увеличение капитала Всемирного банка на $13 млрд. Он также сигнализировал о своём намерении сохранить цель сокращения бедности в качестве центральной миссии банка.

Весенние собрания, проходящие в апреле, дают шанс подкрепить слова делами, направленными на реализацию программы ООН «Цели устойчивого развития» (ЦУР). Это поставленные международным сообществом цели на период до 2030 года – искоренение нищетыулучшение здоровья и благосостояниярасширение возможностейповышение устойчивости окружающей среды.

Несмотря на выдающийся прогресс, достигнутый за два последних десятилетия, в программе ЦУР начали мигать тревожные сигналы. Последние оценки Всемирного банка указывают на резкий спад темпов сокращения бедности в мире. При сохранении нынешних тенденций к 2030 году около 600 млн человек будут оставаться за официальной чертой бедности ($1,9 в день); из них более 40% – это африканские дети.

Статистика детской выживаемости тоже вызывает озабоченность. С 2000 года уровень смертности среди детей младше пяти лет снизился почти вдвое, однако поставленная в ЦУР цель – ноль предотвратимых детских смертей – постепенно становится менее достижимой. При сохранении нынешних тенденций более трёх миллионов детей младше пяти лет умрут в 2030.

Данные об образовании столь же безрадостны. Глобальная экономика всё сильнее опирается на знания, однако в мире по-прежнему насчитывается около 263 млн юных людей, которые не получают школьного образования. Четверть из них – это дети начального школьного возраста, причём их число растёт. Ещё больше количество детей, которые посещают школу, но не получают качественного образования. Для них содержащееся в ЦУР обязательство «расширять возможности» имеет все признаки необеспеченного чека.

Неравенство является главной причиной назревающего провала в достижении целей 2030 года. Без масштабного перераспределения доходов в пользу бедных не появится никаких перспектив, что цель искоренения нищеты будет достигнута.

Это относится и к детской выживаемости. На долю детей, рождённых в беднейших 20% домохозяйств, приходится треть всех детских смертей, которые вызваны в основном недостаточным питанием, а также неадекватным и неравным доступом к системе здравоохранения (в том числе к вакцинации). Для сокращения этой разницы в уровне смертности потребуется перенаправить бюджеты систем здравоохранения в пользу наиболее лишённых необходимого и маргинализированных детей.

Есть направления, где Всемирный банк и его новый президент могли бы добиться заметных перемен. Стоит похвалить банк за то, что он всё чаще привлекает внимание к проблеме неравенства. Однако он курьёзно помалкивает на тему перераспределительных мер в налогообложении, в бюджетных расходах и в регулировании, которые нужны для сокращения социального неравенства. Мэлпасс, возможно, не является очевидным защитником идей перераспределения средств в пользу бедных, однако необходимо именно это.

И вот здесь появляются обоснованные причины для беспокойства. В своём изначальном «предвыборном» манифесте Мэлпасс сосредоточил почти всё внимание на задаче снижения налогов, старательно избегая любых упоминаний о необходимости увеличивать бюджетные расходы в таких сферах, как здравоохранение, образование и инфраструктура.

Такое лекарство гарантированно убьёт пациента по имени ЦУР. Судя по оценкам МВФ, для выполнения поставленных в программе ЦУР задач развивающимся странам надо не сокращать налоги, а увеличить налоговые доходы на дополнительные 5% ВВП. Всемирному банку следует помогать им создавать прогрессивные и ответственные налоговые системы, которые нужны для достижения такого результата.

В период, когда бюджеты финансовой помощи сокращаются, банку также следует поддерживать инновационные подходы к финансированию. Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун (сейчас специальный представитель ООН по вопросам образования) призывает создать Международный механизм финансирования образования, который, используя кредитные гарантии, позволил бы привлечь $8 млрд дополнительных средств на образование для стран с доходами ниже среднего уровня. Их доступ к льготному финансированию сейчас ограничен. Данная мера поможет отправить в школу 70 миллионов детей.

Финансирование здравоохранения – ещё одно высокоприоритетное направление. Ежегодно миллионы детей умирают из-за излечимых болезней, таких как пневмония, малярия и диарея, либо потому, что их родители не могут себе позволить оплату медицинских услуг, либо потому, что в клиниках нет подготовленных медицинских работников, лекарств и базового диагностического оборудования. При прежнем президенте – Джиме Ён Киме – Всемирный банк публично отстаивал идею финансирования программ всеобщего охвата услугами здравоохранения. Для этого имелась веская причина: нет никакого иного способа обеспечить качественные медицинские услуги для бедняков. Мэлпасс должен тесно работать с ВОЗ для продвижения этой повестки, сосредоточив внимание на услугах первичной медицинской помощи.

Да, конечно, достижение прогресса в реализации ЦУР связано не просто с увеличением расходов. Речь идёт ещё и о соблюдении равенства в расходах. В новом докладе, который будет опубликован в ходе весенних собраний МВФ и Всемирного банка, фонд «Спасём детей» задокументировал зияющий разрыв в уровне угроз здоровью: они сильно перекошены в сторону наиболее бедных детей, но при этом выгоды бюджетных расходов зачастую перекошены в пользу более зажиточных домохозяйств.

Это открытый удар по важнейшему обещанию, данному правительствами, когда они подписывали программу ЦУР: тем странам, которые находятся дальше всего от достижения этих целей, будет обеспечен наиболее быстрый прогресс. Говоря языком этой программы, «никого нельзя оставлять позади».

Всемирный банк мог бы помочь улучшить контроль за выполнением этого обещания, работая вместе с ООН и национальными ведомствами над мониторингом и отчётностью о темпах сокращения неравенства в ключевых индикаторах – от смертности до образования. Кроме того, Всемирному банку и МВФ следует использовать свои отчёты от государственных финансах, чтобы отслеживать соответствие бюджетной политики стран мира их обещанию сократить социальное неравенство.

Мэлпассу досталась уникальная привилегия и ответственность – руководить одним из крупнейших в мире источников финансирования программ развития. Это учреждение, в котором работают преданные делу профессионалы, которые хотят преобразить жизнь миллионов людей путём достижения «Целей устойчивого развития». Мэлпасс не должен выронить этот мяч.

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить