«Чёрная пятница» - красный день календаря американской экономики

10538

В ночь с четверга на пятницу в Америке начинается сумасшествие предрождественских распродаж, сообщает постоянный автор Forbes.kz, казахстанский бизнесмен Тимур Сейтмуратов, живущий в США

Фото: Тимур Сейтмуратов

В черную-черную осеннюю ночь, с четверга на пятницу, во всех уголках США сотни миллионов американцев покинут свои дома. Зябко поеживаясь от ночной сырости, они двинутся к своим позициям. При первых всполохах рассвета эта невообразимо огромная армия, будто по приказу невидимого командующего, ринется в атаку... Словно крепости, сдавшиеся на милость полчищ Аттилы или Чингисхана, бастионы американского потребления - торговые центры - распахнут свои ворота перед разноликими отрядами шопоголиков.

На территории США наступает один из самых долгожданных для национальной экономики дней - ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА.

Именно так в Америке называется пятница после Дня благодарения - одного из основных главных праздников страны, который по традиции отмечается каждый третий четверг ноября. Обычай устраивать предрождественские распродажи в этот день установился еще в 19 столетии, однако само название - Черная пятница - появилось лишь в 1960 в Филадельфии, из-за больших дорожных пробок, возникших по причине Дня благодарения (в этот день все американцы едут к своим родным и близким) и последующих рождественских распродаж.

Но существует еще одна версия возникновения названия. Раньше, до появления компьютерных программ по бухучету, в бухгалтерских книгах красными чернилами записывали расходы, а черными прибыль. Таким образом, Черная пятница - это день большой прибыли для многих предпринимателей. И с этим сложно не согласиться, поскольку это действительно день, когда карманы покупателей пустеют, зато торговые сети получают колоссальную выручку. Ради получения самой значительной в году дневной кассы магазины в Черную пятницу открываются намного раньше обычного - около 5-6 часов утра. Ряд общенациональных торговых сетей распахивают двери для особо нетерпеливых покупателей еще в полночь. Люди обычно выстраиваются в очередь уже за несколько часов до открытия, потому что первым покупателям магазины предлагают гигантские скидки - до 90%.

С неменьшим нетерпением ждут Черную пятницу и многочисленные аналитики из финансовых компаний с Уолл-стрит, из промышленного сектора и государственного аппарата. Вполне обоснованно считается, что Черная пятница служит своеобразным индикатором, по которому можно почти безошибочно определять состояние потребительского спроса, что, в свою очередь, дает возможность с учетом иных факторов определять «среднюю температуру» всей экономики страны. Надо отметить, что, наряду с другими данными, Черная пятница свидетельствует о поэтапном росте экономики США в течение последних лет. Если в кризисном 2007 шопингом в Черную пятницу занялись 147 млн человек, которые потратили $34,6 млрд, то в 2010 через магазины прошло уже 212 млн покупателей с общими тратами на $45 млрд. Ну, а в прошлом в водоворот Черной пятницы «нырнуло» 249 млн шопоголиков, а общая касса торговых точек превысила $61 млрд. По существующим прогнозам, в этом году количество покупателей должно составить не менее 260 млн человек, с общим объемом покупок на $70 млрд.

Рост американской экономики, по мнению многих экспертов, служит позитивным сигналом для всей мировой экономической системы. Ведь кто бы что ни говорил, именно экономика США, с реальным сектором производства товаров и услуг более чем на $17 трлн в год, остается мировым экономическим локомотивом. Значит, можно рассчитывать, что устойчивый внутриамериканский рост в обозримой перспективе потянет за собой и общемировые показатели.

Критики существующего порядка вещей, безусловно, правы в том, что доминирующая в мире экономическая система далека от идеальной. Но ведь ничего лучшего человечество, увы, пока еще не придумало. Поэтому есть ли смысл, переливая из пустого в порожнее, предаваться унылому разбору всех изъянов потребительского каркаса современной экономики? Если задуматься, то вполне можно позволить себе утверждение, что ничего пагубного и губительного в существующем системном потреблении нет. Экономика потребления - не что иное, как обычное человеческое желание жить лучше. Именно это стремление - улучшить и облегчить жизнь человека - лежит в основе технического прогресса. Можно только предполагать, на каком уровне развития находился бы сейчас род человеческий без постоянной тяги к улучшению своей жизни. Вероятно, довольствовался бы пещерным существованием. (При этом, несомненно, актуальным остается вопрос о границах достаточного. Безудержность в любом своем проявлении приводит обычно к разрушительным последствиям).

Не менее плодотворную роль играет экономика потребления и неотъемлемая ее часть - торговля, в плоскости международных отношений. Мировая история показывает, что именно торговля является лучшей дипломатией, заставляющей самые разные страны быть заинтересованными друг в друге, побуждающей их к взаимовыгодному взаимодействию, а не к деструктивному военному противостоянию. Китай служит тому поучительным примером. Страна с коммунистической идеологией, поставившая во главу угла своей политики принцип «торговать, а не воевать», тихой сапой, без всякого душевного надрыва и рефлексий по великому прошлому, заняла позиции второй экономики мира и почивает на лаврах одного из мировых центров силы.

Поэтому, не дожидаясь новогодних праздников, хотелось бы всем пожелать как можно больше в жизни счастливых дней и, конечно, удачных покупок!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить