Нет разносчиков - нет бизнеса. Чего добились бастовавшие курьеры сервисов доставки еды?

19651

Компаниям-агрегаторам пришлось пойти навстречу протестующим сотрудникам и улучшить уровень оплаты труда и условия работы

ФОТО: © Depositphotos.com/kaczor58

Середина мая ознаменовалась неожиданной серией протестов со стороны курьеров онлайн-сервисов по доставке еды Wolt и Chocofood. Часть работников - партнеров агрегаторов бастовала из-за того, что, по их мнению, доходы заметно снизились после пересмотра зарплатных тарифов, притом что сам принцип работы нередко связан с прямым риском для жизни. В спешке курьеры порой попадают в ДТП, что иногда приводит к настоящим трагедиям.

Стоит отметить, что бастовали не все партнеры-курьеры - большая часть этой категории работников не выражали активного недовольства, но в итоге протестующие добились того, чтобы компании к ним прислушалось и как минимум частично пошли им навстречу.

Генеральный директор Chocofood Айгерим Баймуратова рассказала Forbes.kz, что как только группа курьеров начала активно выражать недовольство и протестовать у здания центрального офиса онлайн-сервиса, руководство сразу же вышло на связь с курьерами и приняло необходимые решения, чтобы возобновить бесперебойную работу сервиса.

- Курьеры были недовольны факторами, которые влияют на размер выплаты. После разговора с курьерами были решены два основных момента. Во-первых, теперь у курьеров появилось больше шансов на получение повышенного бонуса за скорую доставку заказа, поскольку было увеличено время для прибытия в ресторан и прибытия к клиенту. Во-вторых, пересмотрена оплата за расстояние доставки. Теперь расстояние считается с 0 метров, вне зависимости от транспортного средства, и оплачиваются каждые 100 метров. Остальные пожелания курьеров, которые не касаются оплаты труда, рассмотрит операционная команда, - рассказала глава Chocofood.  

ФОТО: © facebook.com/chocofood.kz

Она отметила, что компания растет как по числу активных пользователей, так и в операционных показателях. И поскольку доставка осуществляется намного оперативнее, то немаловажную роль в этом играет правильная система мотивации курьеров.

- Мы прислушиваемся к нашим партнерам-курьерам и беспокоимся об их безопасности, хоть они и не являются сотрудниками компании. Для защиты партнеров-курьеров Chocofood приобрел страховой полис Halyk Protect, который страхует от несчастных случаев как на работе, так и вне работы. Страховая премия достигает 1,5 млн тенге при несчастном случае с нанесением вреда жизни или здоровью и распространяется на близкого члена семьи. Страховой полис предлагается бесплатно всем курьерам-партнерам, которые отработали с компанией Chocofood больше 3 месяцев. До конца года Chocofood застрахует всех курьеров - партнеров компании, - подчеркнула Айгерим Баймуратова.

В службе доставке Wolt отметили, что требования курьеров-партнеров касались изменения модели оплаты труда. Незадолго до протестов были внедрены новые условия для того, чтобы доставки на ближнее и дальнее расстояние были одинаково привлекательными для курьеров на любом типе транспорта (авто, мопеде или велосипеде). И группа собравшихся курьеров требовала пересмотра этих нововведений.

Также, по словам представителей компании, работники требовали увеличения количества заказов, которое действительно снизилось в связи с сезонностью. С началом теплого сезона и наступлением Рамадана люди стали меньше пользоваться услугами доставки, а меньшее количество доставок для курьеров означает прямые потери в доходах.

- Мы не можем комментировать индивидуальный доход каждого курьера, однако в среднем изменение составит 12%. С оптимизацией новой системы и увеличением количества доставок для курьеров смена модели не должна быть ощутима. Несмотря на то что большинство курьеров-партнёров приняли данные изменения, некоторые из них остались не удовлетворены.

Пока заработок курьеров остается прежним. Во вторник, 18 мая, мы провели встречу с сотрудниками-партнерами и представителями акимата Алматы, где поделились новостью о возврате прежней системы оплаты до дальнейшего уведомления. В ближайшие две недели мы продолжим работу по изучению изменений вместе с администрацией города и постараемся сделать новую модель оплаты справедливой для каждого, - сообщили в пресс-службе онлайн-сервиса.

ФОТО: Андрей Лунин

Также в компании рассказали, на какой доход и условия труда могут рассчитывать курьеры.

- Курьеры Wolt – независимые подрядчики. Мы работаем с курьерами по партнерскому соглашению, в рамках которого они являются независимыми фрилансерами или индивидуальными предпринимателями. Это позволяет курьерам-партнерам работать в максимально гибком формате, подключаясь к нашей платформе в любое удобное им время. Например, партнер может войти в приложение, выполнить одну доставку и выйти офлайн. Или подключиться к системе на несколько часов в течение 3 дней, а затем взять паузу на две недели. Партнеры также могут выбирать вид транспорта, необходимую экипировку, маршрут доставки, а также начинать работу в удобной им локации.

Доход курьеров зависит от того, сколько доставок они решают выполнить. У них нет обязательных часов работы. Мы никогда не ставим рамок и не ограничиваем – курьеры могут параллельно работать и с другими сервисами, включая наших конкурентов, - добавили сотрудники Wolt.

Заработок курьера зависит от количества выполненных доставок. В среднем партнеры Wolt зарабатывают 1800-1900 тенге в час, а их среднемесячный доход составляет 270 000 тенге – при использовании Wolt в качестве дополнительного заработка. В зависимости от количества выполненных доставок и времени работы, курьеры могут заработать до 700 000 тенге в месяц. Выплаты производятся два раза в месяц на указанный курьером банковский счет.

- Помимо этого, мы ежемесячно выплачиваем социальные, страховые и пенсионные отчисления для курьеров, работающих по договору гражданско-правового характера. Мы не штрафуем курьеров ни при каких обстоятельствах. Система работает максимально прозрачно – в приложении Wolt Partner каждый партнёр может увидеть график выплат, количество выполненных заказов и приблизительный расчет доходов за день, неделю или месяц. Статистика обновляется в реальном времени – после каждой доставки, - отметили в онлайн-сервисе.

Также в компании прокомментировали информацию о том, что Wolt уволил наиболее активных забастовщиков.

- Мы уважаем право курьеров на протест. Однако сложилось неверное мнение о том, что мы заблокировали некоторых курьеров из-за участия в них. Это неправда. За прошедшую неделю нашим сотрудникам поступили серьезные угрозы, в результате которых мы были вынуждены заблокировать работу 4 курьеров-партнеров. Каждый случай был передан в правоохранительные органы. Мы ценим мнение каждого партнера и прислушиваемся к их отзывам, но не потерпим угроз или актов насилия – как в сообществе курьеров, так и среди наших сотрудников. Также мы временно приостановили сотрудничество с 14 партнерами из-за операционных нарушений. Получив оплату наличными от клиентов, курьеры не вносили сумму на счет. Это является прямым нарушением нашего соглашения. После встречи, состоявшейся во вторник, мы решили пойти навстречу партнерам и восстановить курьеров, заблокированных на прошлой неделе – с предварительным уведомлением. Однако правила сервиса остаются прежними, и за грубые нарушения будут приниматься соответствующие меры. Восстановленные курьеры уже могут продолжать работу, - объяснили представители Wolt.

Гульбану Майгарина
ФОТО: архив пресс-службы
Гульбану Майгарина

Основатель сети Lanzhou Гульбану Майгарина рассказала Forbes.kz, на каких условиях сегодня сотрудничают службы доставки еды с заведениями общественного питания. По ее словам, онлайн-сервисы работают на условиях комиссии с чека - она составляет 30-35% от общей суммы. Расчет с ресторанами происходит через 10-20 дней после окончания отчетного месяца.

Предприниматель в целом довольна сложившимся тандемом, особенно скоростью доставки, однако бывают и огрехи. Порой клиенты жалуются на качество - не всегда еда попадает в их руки в целости и сохранности. «Но если не брать в расчет высокую комиссию, то работа со службами доставки идет слаженно. Ошибки бывают у всех», - уточнила Гульбану Майгарина.

Она отметила, что в ее сети организована собственная служба доставки, но некоторое время назад бизнесвумен подумывала о том, чтобы закрыть это подразделение.

- Собственная служба доставки в нашей сети работает несколько лет. Мы планировали отказаться от нее прямо перед пандемией и передать кол-центр действующим агрегаторам на более выгодных условиях, но пандемия внесла свои коррективы. Содержание собственной доставки обходится нам дополнительно в 27% от чека. Это - курьеры, кол-центр, накладные расходы, аренда офиса, маркетинг. Себестоимость также увеличивается на 5-7% за счет использования одноразовой посуды. Поэтому собственная доставка дает возможность получать доход, который идет на зарплату сотрудников и, конечно, помогает нашим гостям не забыть вкус наших блюд в случае локдауна. Фактически доставка не приносит нашей сети прибыли, для нас это работа в ноль, иногда она даже приносит убытки. Хотя некоторые заведения общепита считают содержание собственной доставки победой для ресторатора, - сказала собеседник.

В разговоре мы не обошли стороной и причину протестов курьеров. Действительно только заработная плата стала триггером для забастовок?

- У меня нет точных данных об уровне оплаты курьеров. Знаю, что на начальном этапе их привлекали довольно высоким уровнем оплаты труда, поэтому некоторые наши сотрудники (курьеры, повара, официанты) ушли в различные сервисы по доставке. У них сдельная оплата, и чтобы хорошо зарабатывать, необходимо много и быстро бегать. Считаю, что сегодняшний рынок труда позволяет человеку сделать собственный выбор и зарабатывать там, где нравится, - отметила Гульбану Майгарина.

Она также рассказала о том, способствует ли сложившаяся совместная работа кафе, ресторанов и баров с онлайн-сервисами к развитию рынка общественного питания и является ли это сотрудничество взаимовыгодным.

По мнению спикера, в будущем, скорее всего, весь рынок перейдет к агрегаторам, поскольку для владельцев это выгоднее, чем содержать свой штат. К тому же это является мировым трендом и существует единый стандарт ведения деятельности в режиме доставки.

- Хотя, конечно, остаются вопросы распределения доходов. Некоторые рестораторы считают, что необходимо пересмотреть комиссии из-за низкой маржинальности в общепите в целом в Казахстане. На мой взгляд, «невидимая рука рынка» вскоре все расставит по своим местам, и доставка, если это действительно удобный и выгодный клиенту сервис, найдет свое место в отрасли общественного питания. Уточню, что мы не имеем в виду премиальные проекты. Речь идет именно о нашей нише - низкомаржинальных проектах, которые не могут себе позволить поднимать цены на конечный продукт. В наших заведениях зарплата осталась на прежнем уровне, хотя при этом уже с начала года произошло удорожание продуктов на 30-40%.

Есть еще псевдорестораторы, которые не понимают бизнес-модель, не знают свою целевую аудиторию и ее потребности, демпингуют рынок, убивая таким образом добросовестных предпринимателей, и при этом в конце концов сами не выживают. Все чаще и чаще на рынке мы видим быстро открывшиеся и так же быстро закрывающиеся проекты. Хотя сейчас, в связи с пандемией и отсутствием возможности планировать бизнес, многие уходят из общепита. При этом бытует мнение, что придут другие, и ничего страшного не происходит, но я считаю эту точку зрения ошибочной. Сейчас я нахожусь в поездке по России и могу отметить, что подобная ситуация происходит и у соседей. И это не радует.

Потребитель в целом поменял свои привычки, и как прежде уже не будет никогда.  Мы живем в новой реальности, где все меняется настолько быстро, что нам нужно адаптироваться так же стремительно, и научиться жить в условиях неопределенности и непредсказуемости, - заключила ресторатор.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить