О возможностях нового правительства Ливана

5624

БЕЙРУТ – Ливан охвачен движением массовых протестов. Непосредственным спусковым механизмом послужил предложенный налог на бензин, табак и некоторые социальные сети, включая WhatsApp. Но почва для беспорядков уже была подготовлена, вследствие огромного и продолжающего свой рост экономического, социального, экологического и медицинского неравенства, которое будущее правительство – во главе с пока еще неназванным премьер-министром – должно решить. Если ливанские лидеры действительно хотят ответить на требования протестующих относительно большего равноправия и социальной справедливости, они должны начать с широкомасштабных реформ в системе общественного здравоохранения

ФОТО: 24.kz

Безусловно, ливанские лидеры многократно подводили свой народ. Из-за сочетания коррупции и некомпетентности они стабильно истощали ресурсы страны – соотношение долга Ливана к ВВП является одним из самых высоких в мире – и позволили разрастись кризису по утилизации отходов. Гражданские войны, вторжения и другие кризисы ускорили спад экономики, что способствовало устойчивому росту безработицы и резкому росту неравенства.

Однако здравоохранение может быть самым фундаментальным неравенством; в конце концов, общественное здравоохранение лежит в основе экономического процветания и социальной справедливости. И хотя в последние годы система здравоохранения Ливана улучшилась с точки зрения доступа и качества, существующие механизмы управления, финансирования и оказания услуг сводят на нет многие из этих успехов.

В настоящее время, примерно половина населения Ливана не имеет никакой медицинской страховки. Это дает им право на получение доступа ко вторичной и третичной медицинской помощи, при этом Министерство общественного здравоохранения покрывает лечение в государственных и даже частных больницах, где стоимость услуг ограничена на определенном уровне.

Но министерству не хватает четко сформулированного мандата на медицинское страхование, и оно изо всех сил пытается контролировать потоки пациентов на различных уровнях системы здравоохранения, имея лишь ограниченную возможность направлять незастрахованных пациентов в государственные больницы. Более того, расходы министерства на медицинское обслуживание непредсказуемы, не в последнюю очередь, потому что частные больницы могут подать петицию после того, как факт цены за лечение превысил установленный предел.

Вместе с тем, нагрузка на министерство только возрастает, поскольку оно отвечает за заботу о значительной части растущего пожилого населения Ливана (в возрасте 65 лет и старше), которое, согласно прогнозам, к 2050 году составит 21% от общего числа, с 7,3% сегодня. Поскольку работники формального сектора теряют свою медицинскую страховку по достижении пенсионного возраста в 64 года и в стране не существует универсальной пенсионной программы для пожилых людей, до 50% людей из этой группы могут вообще не иметь медицинской страховки. (С точки зрения пособий по социальному обеспечению у работников неформального сектора дела обстоят еще хуже.)

Административные барьеры, политический протекционизм, конфессиональный/религиозный фаворитизм и требования наличных и неофициальных платежей еще больше усугубляют неравенство в области здравоохранения. Индивидуальные расходы на здравоохранение в Ливане высоки – 36,5% от общих расходов – и домохозяйства с более низким доходом платят непропорционально большую часть. Люди с ограниченными возможностями – около 10-15% населения Ливана – относятся к числу наиболее уязвимых; их потребности в медицинской помощи удовлетворяются крайне редко.

Хуже того, система здравоохранения Ливана сосредоточена в основном на лечении травм и заболеваний, при этом менее 10% из расходов на общественное здравоохранение направляется на профилактику и первичную помощь. Однако, около 90% смертей в Ливане вызваны неинфекционными заболеваниями, такими как болезни сердца, рак и диабет, многие факторы риска возникновения которых являются контролируемыми.

Первым шагом к реформе является изменение менталитета. Здоровье не является исключительно медицинской проблемой; его следует рассматривать как часть сложной социальной, экономической и политической экосистемы. Это означает признание того, как политическая и социальная власть влияют на здоровье. Это также означает устранение экологических рисков для здоровья населения (таких как загрязнение воздуха и неэффективная утилизация отходов) и обновление схем социальной защиты (таких как пособия по инвалидности или пособия по безработице) для поддержки охвата медицинским обслуживанием. Чтобы максимально повысить вероятность того, что политика и программы достигнут своих целей, в основе процессов принятия решений должны лежать достаточные и надлежащие доказательства.

Такие реформы предоставят новому правительству возможность переосмыслить отношения между людьми и государством. Протесты послужили мощным напоминанием о том, что простые граждане являются важнейшими проводниками перемен. Реформы должны отражать тот факт, что при активном участии общественности необходимо обеспечить, чтобы система здравоохранения – и государственная политика в целом – отвечали потребностям граждан.

В то же время, директивные органы должны внедрять механизмы по усилению подотчетности на всех уровнях системы здравоохранения. Ливан охвачен коррупцией, и сектор здравоохранения не является исключением: абсентеизм поставщиков услуг, требования неофициальных платежей, растрата государственных средств, подделка счетов за медицинские услуги и неэтичные или нерегулируемые взаимосвязи с представителями фармацевтических компаний принимают угрожающие масштабы.

Усилия по реформированию должны способствовать гораздо большей прозрачности в верхах, скажем, путем обнародования результатов регулярных результатов деятельности и финансового аудита. Они также должны быть направлены на усиление социальной ответственности, например, при помощи общественных надзорных советов, наблюдателей от гражданского общества, на основе коллективного участия при составлении бюджета и планирования, оценочных карточек граждан и качественных СМИ.

У нового правительства Ливана есть возможность заложить основы для более стабильного, справедливого и процветающего будущего. Чтобы добиться успеха, ему потребуется сильная и последовательная общественная поддержка. Для того, чтобы прийти к переосмыслению системы здравоохранения предстоит пройти еще долгий путь.

Фади эль-Джардали, профессор и председатель Департамента по вопросам управления и политики здравоохранения, а также основатель и директор Центра знаний в области политики (K2P) в Американском университете Бейрута в Ливане

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить