«Бомбила» с Уолл-стрит

О том, как работает в Нью-Йорке сервис личных водителей Uber, рассказывает постоянный автор Forbes.kz Тимур Сейтмуратов, казахстанский бизнесмен, живущий в США

Фото: Тимур Сейтмуратов
Поток традиционных желтых кэбов на улицах Нью-Йорка.

«Машина прибудет через 7 минут. Встречайте!». Текстовое сообщение, пришедшее на мобильник, вызвало скептическую улыбку: семь минут? в Нью-Йорке? в пятницу вечером?! Нереально!

И, тем не менее, быстрота ответа (всего минута после запроса) и показательная скрупулезность (не 5 или 10 минут, а именно 7) заставляли предположить, что, возможно, этот новый для меня сервис по вызову такси действительно уникален в своей точности и оперативности.

Проблема такси в Нью-Йорке является одной из ключевых. Всё дело в том, что, как сам Нью-Йорк со своими небоскребами отличается от всей остальной Америки (страна в основном является малоэтажной), так и ньюйоркцы из-за «небоскребного» стиля жизни, невероятной скученности (27 тыс. человек на 1 кв. км), дороговизны паркингов отличаются от остальных сограждан поголовным нежеланием владеть и управлять автомобилем. В силу данного факта известные на весь мир желтые такси являются для жителей Города Большого яблока одним из основных способов передвижения. 13 тыс. лицензированных кэбов перевозят в год более 260 (!) млн пассажиров. Однако этого явно недостаточно. Поэтому, приезжая в Нью-Йорк (прежде всего на Манхэттен), необходимо быть готовым к жесткой конкуренции за право воспользоваться услугами такси. Особенно остро приходится конкурировать в вечерние часы, когда весь город спешит на ужин в многочисленные рестораны (ньюйоркцы редко питаются в домашней обстановке, чем тоже сильно отличаются от остальной Америки).

Учитывая подобные нюансы нью-йоркского life style, прислушался к совету подруги своей жены (с головой погружённой в фантастический мир стартапов Силиконовой долины) и закачал мобильное приложение по вызову такси Uber. Отзывы о данном сервисе были более чем восторженные. И, надо признать, реклама не обманула.

Luxury-кэб от компании Uber.

Выйдя на улицу не через 7, а для надежности через 10 минут, с удивлением обнаружил уже ожидавший меня у подъезда автомобиль. И не абы какой, а новенький Range Rover, да еще на удлиненной колесной базе.

- По какому адресу едем? - спросил солидного вида водитель.

- Columbus Circle, пожалуйста, - ответил я. И через мгновение добавил: - Сэр.

Солидность водителя производила впечатление и даже несколько подавляла: очки в дорогой роговой оправе, сшитый явно на заказ пиджак, еле уловимый аромат парфюма Clive Christian #1 (по цене $2 тыс. за 30 мл). Завершающей деталью служил стандартный для жителя Нью-Йорка, желающего подчеркнуть свой статус, золотой Rolex, блестевший на правом запястье.

Внешний вид таксиста, вкупе с дорогой машиной, пробуждал невольное любопытство.

- Извините, сэр, а вы давно работаете на Uber? - решился я на вопрос.

- Уже третий месяц, - последовал ответ.

- Это Uber предоставляет такие автомобили?

- Нет, - водитель снисходительно хмыкнул, - это моя машина. Только днем я обычно использую водителя, когда езжу по своим основным делам. А вот вечерами, чтобы отвлечься, сажусь за руль уже сам и работаю для Uber.

- Извините, не понял: как это? - озадачено поинтересовался я.

- Вообще-то я работаю в финансовом секторе, на Уолл-стрит, - водитель, чуть обернувшись, посмотрел на меня. - Являюсь старшим вице-президентом трейдерской компании. Полгода назад расстался с женой. Она переехала жить в Чикаго, - разоткровенничался таксист -трейдер, - ну, и чтобы не сидеть вечерами в пустой квартире или не напиваться в баре с друзьями, подвизался время от времени работать на Uber. И отвлечься удается, и деньжата кое-какие капают... – усмехнувшись, подытожил старший VP.

Позже я выяснил для себя, что в этом и заключается основная фишка бизнес-модели такси-сервиса Uber: водителями могут быть как представители компаний по прокату автомобилей, так и любой желающий с соответствующим авто - после проверки сотрудниками компании Uber. При этом клиент не платит водителю, а плата за проезд снимается автоматически с карточного счета пассажира. Стоимость поездки, кстати, вполне сопоставима с расценками обычных городских такси.

Создавалась же компания в 2009 Трэвисом Калаником, типичным представителем Силиконовой долины, бросившим университет на 4 курсе, и его приятелем Гарретом Кэмпом как традиционный бизнес по прокату лимузинов. Но в какой-то момент Каланик задался вопросом: а зачем обзаводиться парком собственных авто, когда можно попробовать просто использовать чужие машины? И это было попадание в яблочко. В 2010 Каланик выпустил первое приложение для iPhone, которое позволяло вызвать ближайшего свободного водителя в одно касание экрана. Спустя четыре месяца стало понятно, что затея работает. У новой компании не было недостатка в желающих подзаработать водителях с автомобилями luxury-сегмента, как и не было отбоя от желающих воспользоваться новым сервисом. Компания начала стремительно расти. Сегодня такси-сервис Uber доступен в 115 городах мира, а его оценочная стоимость, согласно последним сообщениям, превысила $15 млрд (!).

...Подмигнув на прощание поворотником, Range Rover уверенно нырнул в бурлящий автопоток Бродвея. Переходя улицу, я подумал, что нетривиальные взгляды на устоявшиеся вещи способны менять наш мир до неузнаваемости. Казалось бы, что можно было придумать нового в таком традиционном бизнесе, как такси? Но, как выяснилось, - можно. Поэтому дал себе зарок - ничему больше не удивляться. И вы не удивляйтесь, если, приехав в Нью-Йорк, окажетесь клиентами «бомбилы» с Уолл-стрит. В современном мире и не такое возможно!

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


бизнесмен (США)

 

Статистика

10333
просмотра
 
 
Загрузка...