А вуз и ныне там

Так ли важно высшее образование для успешной карьеры?

Так ли нужно современному человеку высшее образование? На первый взгляд вопрос звучит как ересь, особенно в устах преподавателя МГУ. Но основатель платежной сети Pay Pal Питер Тиль так не считает. Не так давно он объявил об учреждении 100-тысячных грантов для 20 студентов в возрасте до 20 лет, которые бросят учебу в колледже и откроют свое дело. Идея основана на собственном опыте Тиля: в свое время именно он поддержал деньгами студента Гарварда Марка Цукерберга, который вместе с однокурсниками решил открыть свое дело. Дело называлось Facebook. Цукерберг Гарвард так и не окончил. Но это не помешало ему стать миллиардером.

Логика Тиля – тоже миллиардера, 54-летнего выпускника Стэнфорда и профессионального гроссмейстера – очень простая: высшее образование – такая же инвестиция, как и все остальные, и подходить к нему надо рационально и прагматично, выясняя лишь одно: вернутся или нет ваши деньги. И если так, то есть все больше оснований полагать, что высшее образование – это такой же мыльный пузырь, как печально известный рынок деривативов, многократно переоцененная институция, давно отставшая от реалий современного мира.

По данным недавних социологических опросов в США, к этой точке зрения склоняется уже большинство взрослых американцев: считают, что инвестиция в высшее образование детей – одна из самых бессмысленных трат семейного бюджета. В странах – наследницах СССР высшее образование пока по преимуществу бесплатное, однако незавидные места наших вузов в мировых рейтингах тоже заставляют людей сомневаться. Да что там рейтинги – достаточно пройтись по коридорам любого из факультетов МГУ, где вывешены портреты профессорско-преподавательского состава. Чему способны научить жителей XXI века эти несвежие пожилые люди в плохих костюмах и с тусклым взглядом? Имеет ли смысл отдавать ребенка в университет, если кафедрой в нем заведует такой, мягко говоря, оригинальный мыслитель, как Александр Гельевич Дугин, автор теории заговора Бегемота против Левиафана и происхождения ариев от жителей Арктогеи? Заметим, мы ведем речь о главном университете страны – даже страшно представить, что творится в остальных.

Традиционно было принято считать, что высшее образование дает два основных преимущества – и это отнюдь не знания как таковые. Первое – навыки системного мышления. Второе – социальный лифт, в который садится вчерашний школьник. Отсюда традиционный пиетет к университетам: здесь сосуществует гуманитарное и научное знание, учеба объединена с наукой, а неформальные связи, которыми обрастают студенты (все эти «черепа с костями», «минервы», «лиги плюща» и т.п.), помогают им в дальнейшем в карьерном росте. Об этом написан великой роман Тома Вулфа «Я – Шарлотта Симмонс», который называл своим любимым Джордж Буш-младший. Типичный человек минувшего века, выпускник Йеля и член «черепа и костей».

Вспомним хотя бы «кембриджскую пятерку» – Кима Филби, Дональда Маклина, Этони Бланта и других. Блестящие студенты, члены тайного общества «Апостолов», объединявшего студентов Тринити и Кингс-колледжей – самых престижных в Англии. Каждый из них в послевоенные годы сделал стремительную карьеру в разных областях – от заместителя руководителя британской разведки до смотрителя картинной галереи Букингемского дворца. Но объединяло их не только это: проникшись в годы студенческой молодости идеалами коммунизма, все они были завербованы и работали на советскую разведку.

Сегодня такая вера умных людей в светлое будущее человечества вызывает, мягко говоря, недоумение. А вот роль университетов как важнейшего для будущего профессионала источника социальных связей по-прежнему принимается на веру. С одной стороны, все так: ведь Цукерберг придумал Facebook именно в комнате общежития. Но, с другой – гениальность его изобретения в том и заключается, чтобы с общежитием покончить. По крайней мере, рассказывая студентам про свою разгульную университетскую молодость, когда на Ленинские горы мы ходили не столько за знаниями, сколько как в клуб, по-царскосельски, с шампанским и клятвами в вечной верности, я вижу в их глазах полное недоумение. Они приходят только учиться, а социальные сети плетут в совершенно других местах. Хотя прошло всего-то двадцать лет.

Остаются научное знание и системный подход. С первым все понятно, если проанализировать расходы постсоветских государств на науку за последние двадцать лет. А системный подход – а проще говоря, навык не изобретать велосипед – умный человек в наше время приобретет в результате первой же пары коммерческих операций и поездок за рубеж. Так что основатель Pay Pal, пожалуй, прав во всем. Кроме одного: когда ты молод и идешь после загула сдавать зачет, задумываться обо всем этом совершенно не хочется. Если ты, конечно, не Цукерберг.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6199 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить