Как парень из Казахстана стал режиссёром в США

26117

Об этом в интервью Forbes.kz рассказал сам режиссёр Абылай Жакашов

F: Абылай, после окончания школы вы поступили в Алматинский университет энергетики и связи. В связи с чем было принято решение сменить профессию и почему выбор пал на режиссуру?

- Школьником я мечтал стать актёром и ходил на кастинги в «Казахфильм». Однажды меня даже пригласили на съёмки, но пойти на них я не решился из-за своей стеснительности. Позже решил стать режиссёром и практиковался в этом, рассказывая на уроках различные выдуманные истории. Поступал я в Алматинский университет энергетики и связи, потому что мои родители окончили его. И для меня, выпускника школы с физико-математическим уклоном, стать актёром в семье «технарей» было неприемлемо. Я хотел пойти в кино, но решил не идти против воли родителей. Поступив в университет на грант, я понял, что отобрал чьё-то место, кто мечтал сюда поступить, или того, кто не может оплатить учебу, и решил действовать. Забрал документы и поехал в Штаты. Почему режиссура? Я хочу творить и делиться своим видением с этим миром. Дарить людям мир, который они не видят в своей обычной рутине.

F: Как вы уехали в Америку и с чего началась жизнь за границей? Как вы жили, где работали?

- Спасибо родным, что поддержали меня в серьёзном решении уехать за границу. Мне было 17 лет, и я даже не мог представить, чего ждать от этой страны, но эта неизвестность двигала меня вперёд. Можно сказать, я был Колумбом для нашей семьи, открывающим Америку. Прилетев в США, я был под сильным впечатлением, и не от того, что здесь хорошо, а скорее разочарован. «Америка – страна возможностей» слышал я часто, однако это была неправда, всё зависит только от человека. Первые сложности, с которыми я столкнулся, были финансовые. Оплатив учёбу последними деньгами, я устроился на работу официантом. Взрослая жизнь началась быстро, никого, кто мог бы помочь, рядом нет, и ты несёшь ответственность за свою жизнь. Сам платишь за жильё и еду, принимаешь серьёзные решения, влияющие на твоё будущее. Однажды даже остался без жилья на пару недель из-за своей неопытности в распределении финансов. Это были те самые дни, когда я очень хотел домой и ничего прекрасного не видел в Америке. Однако, как только все налаживалось, я снова был рад здесь находиться. Родители мне говорили: «Пробуй, домой ты всегда успеешь вернуться». Америка встретила жёстко, но очень эффективно, проведя меня через множество испытаний. В мгновенье я вырос, стал самостоятельным и научился всему тому, что раньше решали взрослые.

F: Как вы поступили на учёбу и сколько вам стоило обучение?

- Все началось с поступления в городской колледж города Пасадены. Английский мой был на школьном уровне и говорить мне было сложно, но из-за обилия национальностей я был такой не один. Поступал я довольно легко: нужно было сдать тест по английскому языку и пару базовых тестов по математике. Отучившись один семестр в Пасадене, я решил перевестись в колледж города Санта-Моники, так как узнал, что учиться на кино лучше там. Обучение для иностранных студентов стоит около $10 тыс. в год, тогда как для граждан около $2 тыс. В течение учебы я менял свою специальность несколько раз. Я даже учился на разработчика видеоигр, брал классы по анимации, чтобы стать мультипликатором. Я не мог понять, чем же я хочу заниматься. Однажды даже презентовал видеоигру, которую мы разработали с моим младшим братом в EA Games, и познакомился там с хорошими людьми, которые помогли спустя 4 года, выдав лицензию на саундтреки из их видеоигры Battlefield 1.

F: Абылай, кроме учёбы, вы занимались логистикой и открыли дело по сборке мотоциклов. Как вы к этому пришли?

- Находясь в центре киноиндустрии с огромнейшей конкуренцией - это что-то из жанра «встань в конец очереди», и даже нет гарантии, что, отстояв эту очередь, ты станешь тем, кем хочешь стать. А жить на что-то надо. Более того, проблемы с языком усложняли ситуацию. Чем дольше я учился и жил в Америке, тем больше я понимал, что в этой стране нужно хорошо зарабатывать. У меня много знакомых в разных сферах, и логистика оказалась одним из самых простых и прибыльных дел. На тот момент я, к сожалению, уже забыл про режиссуру и превратился в рутинного человека, которого кроме денег ничего не интересовало. Занимался я этим примерно год и позже осознал, что это дело не развивает меня и я топчусь на одном месте. Я в 22 года стал человеком, который занимается тем, что ему не нравится. С определённым капиталом я просто продолжал жить в поисках нового занятия. Учеба плавно ушла на задний план, и я превратился в механика, который буквально ночевал в гараже. Я очень сильно увлекся мотоциклами и проводил с ними больше времени, чем с людьми. Мне с детства нравилось разбирать игрушки и собирать, не зря говорят, что первые 40 лет детства у мальчиков самые сложные. Так я прожил ещё полтора года, занимаясь только мотоциклами и сёрфингом. Мотоциклов было довольно много, я их покупал, разбирал, модифицировал и продавал. Через полгода такими темпами я стал довольно популярным механиком среди мотоциклистов. Даже смог собрать мотоцикл актёру Омару Си («1+1», «Шоколад»).

F: Как же началась режиссёрская работа? Как сбылась давняя мечта?

- Даже внедрившись в киноиндустрию, я всё ещё был далёк от творчества. Сначала я стал пилотом дрона. Это больше техническая работа, нежели творческая. Почему дрон? На тот момент дроны как раз начинали пользоваться популярностью, и я решил, что с помощью дрона я смогу увеличить шансы поработать на различных проектах. Всё началось с малобюджетных и почти бесплатных проектов. Мой последний проект в качестве дрон-оператора был проект «Блэкстар» для певицы под псевдонимом Ханна. Я участвовал в клипах «Пули» и «Те Амо». Далее, познакомившись с продюсерами, я и сам научился продюсировать. Это очень серьёзная работа, и всё ещё никак не связана с творчеством. Продюсер — это организация и бюрократия. Целыми днями ты должен разгребать бумаги и контракты. Спустя год я решил попробовать себя в качестве режиссёра. Я очень переживал и боялся, так как на режиссёра возлагается большая ответственность и качество фильма зависит только от него. В конце концов я мечтал стать режиссёром, и вот он момент, которого я очень долго ждал. Моим режиссёрским дебютом стал фильм M.I.A.

F: В 2017 году ты основал компанию Broken Cage Studio. Как называется первый её проект и какие актёры там снимались?

- В 2017 году со мной произошёл инцидент, который перевернул всю мою жизнь, после чего я решил не тратить больше времени на рутину и, поставив на кон всё что имею, открыть свою компанию и осуществить свою мечту. В апреле 2017 года я попал в тяжёлую аварию на мотоцикле, в которой получил множество открытых переломов и прочих травм. Будучи прикованным к кровати, я начал учиться онлайн и, можно сказать, перешёл на домашнее обучение. Закупившись большим количеством книг и учебников, я изучил киноиндустрию в теории. В августе 2017 года я с партнёром-американцем основал студию в центре города Бурбанк, который является сердцем киноиндустрии. Мы находимся в пяти минутах от Warner Bros., Walt Disney, Cartoon Network, Nickelodeon и Blizzard, а также недалеко от студии Universal. Расположение нашего офиса очень сильно мотивирует, ведь в окне я вижу офисы самых крупных кинокомпаний мира. Я решил, что лучшим способом подтвердить мои теоретические знания будет съёмка собственного фильма от А до Я. В октябре этого же года нам принесли сценарий, который выглядел для нас довольно интересным, и мы незамедлительно начали подготовку. На кастинг к нам пришёл Бэйли Коппола. Его фамилия мне показалась очень знакомой, а когда я его увидел, я уже не сомневался, что он связан с великим Френсисом Копполой и актёром Николасом Кейджем. Позже я выяснил, что это племянник Николаса Кейджа. Бэйли сыграл роль в нашем фильме, который сейчас носит название Alone и уже находится в дистрибуции компанией Electric Entertainment на мировой прокат.

F: Сколько картин и в каком жанре было снято после создания собственной компании? Где их можно увидеть?

- На данный момент на счету нашей компании 2 полнометражных фильма. Один в жанре ужасов, второй в жанре драмы. В обоих фильмах я являюсь продюсером. Второй фильм у нас намного больше. Бюджет фильма составил $1,5 млн. Фильм об иммигрантах в Америке, и снимали мы его в Тбилиси и в Нью-Йорке. Я настоял, чтобы в этой картине был персонаж из Казахстана, и его сыграл наш актёр Толепберген Байсакалов. Толепберген очень быстро завоевал симпатию режиссёров и продюсеров фильма. Он сыграл прекрасно, чем я очень горжусь. Режиссёром картины является Леван Когуашвили, а оператором был Федон Папамайкл («В погоне за счастьем», «Небраска», «Форд против Феррари»).

Кроме того, мы смогли поучаствовать в съёмках фильма «Форд против Феррари», который скоро выйдет на экраны. В нём снялись знаменитые актеры Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл.

Помимо этого, мы сделали несколько короткометражных фильмов и клипов, среди которых был клип казахстанской группе «Бастау». Также мы сделали клипы для российского певца Кирилла Мойтона «Напополам» и «По радио».

F: Известно, что ваш короткометражный фильм M.I.A об американских солдатах, пропавших без вести на войне, стал триумфатором Los Angeles Festival of Cinema. Что эта за номинация и как вы попали на этот конкурс?

- Небольшая предыстория к фильму. Я случайно познакомился с министром обороны США, и мы обсуждали, каково это - быть в ответе за военные силы одной из могущественных держав. Он сказал, что американцы должны сказать спасибо обычным ребятам, которые служили и служат в армии. В разговоре я упомянул тех, кто отдал свою жизнь за страну, и тех, кто пропал без вести, и предложил снять фильм про них. Министр согласился со мной. Вдохновившись его словами, я придумал короткометражный фильм. Мы написали сценарий и доработали идею. И вот мы отправили сценарий в Пентагон и ждали их одобрения. Спустя месяц мне пришло письмо из департамента обороны об одобрении проекта, и мы приступили к производству фильма. Бюджет фильма был сравнительно небольшим, но армия США дала нам возможность воспользоваться своими ресурсами. Музыкальное сопровождение нам выдала компания EA Games, одна из лидирующих компаний по производству видеоигр. Я решил, что этот проект должен быть моим дебютом. Место действия нашего фильма – Ирак, 2003 год. История о двух братьях, пропавших без вести во время одной из операций. Мы взяли интервью у семей, чьи родные числятся пропавшими без вести, и создали историю, которая, конечно, не подтверждена официально, так как никто и не смог бы её нам рассказать. Слоган фильма гласит: «Истории, которые мы никогда не услышим». По завершении фильма мы отправили его на несколько фестивалей. На Los Angeles Festival of Cinema я получил награду как лучший режиссёр. Сразу после него мы попали на Sacramento International Film Festival, на котором мы получили награду «Лучший фильм». На фестиваль лично приехал мэр города Сакраменто и множество ветеранов. Нам было очень приятно, что ветераны хорошо отзывались о фильме. В конце фильма встали все служившие ветераны и отдали честь нашему фильму. Я был очень счастлив, что смог передать атмосферу, царившую на Иракской войне.

F: Какие фильмы вы планируете снять в будущем? Планируется ли съёмки фильмов в Казахстане?

- На данный момент у нас в разработке несколько фильмов и сериалов. Мы собираем группу инвесторов со всего мира и ведём переговоры со стриминговой платформой «Нетфликс». Хотелось бы, чтобы к этим проектам были причастны инвесторы из Казахстана, так как это помогло бы нам поделиться культурой Казахстана с миром. Несколько проектов готовятся для съёмок в Казахстане, в которые входят полнометражные фильмы и сериалы. Мы сейчас активно боремся за большой голливудский фильм, название которого я не могу разглашать. Наша компания делает всё возможное, чтобы привлечь фильмы такого масштаба в Казахстан, ведь мы прошли уже через многое, чтобы Голливуд узнал о Казахстане.

F: Как, на ваш взгляд, развивается казахское кино?

- Казахский кинематограф растёт ударными темпами. Я очень горжусь работами наших режиссёров. Наш народ любит серьёзные исторические фильмы, которые обогащают нашу культуру. Приятно осознавать, что наше государство поддерживает развитие кинематографа и создаёт условия для наших творческих людей, ведь кино - это способ общения с народом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить