Как казахстанец помогает компаниям из списка Fortune 500 внедрять разработки IT-гиганта

37577

Уроженец Жезказгана Медет Серик работает в крупнейшей китайской компании, а в Поднебесной живёт уже около девяти лет

Медет Серик
Медет Серик
ФОТО: архив пресс-службы

Оглядываясь на свой почти девятилетний опыт учебы и жизни в Китае, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» 29-летний IT-консультант компании Huawei Медет Серик скромно говорит, что отчасти ему повезло оказаться в нужное время в нужном месте. В отличие от западных вендоров и стартапов Кремниевой долины крупнейшие китайские IT-компании пока остаются для казахстанских специалистов, да и вообще для выходцев из стран СНГ своего рода terra incognita. Но ситуация изменится, уверен собеседник. Интерес к китайскому технологическому прорыву растет, к тому же Поднебесная постепенно открывает границы после пандемии. Возможно, пройдет не так много времени, и казахстанское IT-сообщество в Китае станет более представительным.

Транзитом через автопром

Сам Медет с будущей профессией определился еще в школе. Сын военного офицера в отставке и учительницы русского языка и литературы решил связать свое будущее со сферой технологий и, окончив школу в родном Жезказгане, поступил в Карагандинский государственный технический университет на факультет энергетики, автоматики и телекоммуникаций. Параллельно осваивал на курсах тонкости технического перевода с английского, а на летних каникулах ездил в США по программе Work & Travel.

«Я нацеливался на поступление в магистратуру за рубежом, хотя не представлял, в какую именно страну. Целью было обучение по программе «Болашак», но параллельно, начиная с первого курса, подавал документы на программу по академической мобильности», – рассказывает Медет. Попытки не увенчались успехом, тем не менее он собрал полный пакет необходимых для поступления в зарубежный вуз документов, включая эссе и результаты теста по английскому. Увидев как-то на сайте политеха объявление о конкурсе на поступление на грант в один из университетов Китая, молодой человек не раздумывая отправил документы и почти сразу забыл об этом, погрузившись в подготовку к защите диплома. Спустя месяц ему сообщили, что он прошел конкурс в Пекинский технологический университет.

Преподавание там велось на английском языке, но Медет всё равно записался на курсы китайского – здесь очень кстати оказалась финансовая поддержка в виде гранта в размере $500 в месяц, который он выиграл в конкурсе, объявленном для обучающихся в Китае студентов Halyk Bank и компанией Union Pay. Усердные занятия оправдали себя, и в конце второго курса казахстанец победил в конкурсе среди иностранных студентов на знание китайского языка. На последнем курсе магистратуры он несколько раз подавал документы в Huawei. Однако шанс получить работу мечты представился позже, а по окончании университета профессиональная деятельность Медета на протяжении некоторого времени оказалась связана со сферой автопрома.

Сначала начинающий специалист устроился на работу в автомобилестроительный холдинг BAIC Group, где отвечал за телекоммуникационную «начинку», разрабатывал антенные системы, связывавшие автомобиль и облачные платформы. Работая в крупнейшем холдинге, он получил возможность побывать в Польше и Германии, поработать с разными подрядчиками в самом Китае, а спустя два года получил приглашение от Volkswagen и в начале 2019-го переехал в Шанхай, где находится представительство компании. В зону ответственности Медета входила локализация блока ИКТ Volkswagen для китайского рынка – адаптация интерфейса в соответствии с запросами потребителей из Поднебесной, установка приложений, актуальных для местного рынка, поиск поставщиков электронных компонентов, внедрение которых позволило бы без ущерба качеству удешевить производство автомобилей в Китае.

Тот факт, что в последние годы Китай удерживает статус лидера мирового автомобильного рынка, считает собеседник, является логичным следствием взятого в свое время курса на создание совместных предприятий локальных автопроизводителей с мировыми автоконцернами, выходившими на местный рынок. В результате первые получили доступ к новейшим технологиям в автомобилестроении, а глобальные лидеры автопрома – возможность продавать свои авто на крупнейшем в мире рынке.

Шанхайский этап карьеры Медета продлился всего полгода: жизненные планы изменило приглашение от Huawei. «Первое онлайн-собеседование я проходил еще во время работы в Пекине. Это был интересный и в чём-то даже пугающий опыт. Пройдя по ссылке, я увидел на экране компьютера несколько мониторов, по каждому из которых на вопросы отвечали другие претенденты на вакансию. Через некоторое время погас один экран, потом – другой, всё это немного напоминало фильм в жанре игры на выживание и, не скрою, заставило понервничать», – улыбаясь вспоминает Медет. Собеседования длились несколько месяцев, а когда приглашение наконец было получено, Huawei… попал под американские санкции.

Настоящее в городе будущего

Друзья советовали хорошо подумать, прежде чем принять предложение, но Медет понимал, что для специалиста в области инфокоммуникационных технологий возможность поработать в крупнейшей китайской IT-компании, да еще в штаб-квартире, бесценна. Он готов был принять трудности момента как вызов, возможность закалиться, пережив тяжелые времена вместе с компанией, поработать над новыми проектами – и принял решение о переезде в Шэньчжэнь, где базируется головной офис Huawei.

ФОТО: архив пресс-службы

«Бонус, который компания выплатила всем сотрудникам, чтобы поддержать в непростой ситуации, стал приятной неожиданностью, но финансовый вопрос – не главное по сравнению с возможностью поработать в китайской Кремниевой долине. Здесь говорят: если вы хотите видеть, каким был Китай 1000 лет назад, приезжайте в Пекин, 100 лет назад – в Шанхай, а если хотите знать, каким Китай будет завтра, то вам надо побывать в Шэньчжэне. За время, проведенное в этой стране, я пожил во всех трех городах и могу сказать, что Шэньчжэнь – это действительно город будущего», – рассказывает собеседник. На месте, где когда-то располагалось поселение рыбаков, сегодня находится молодой динамично развивающийся город, входящий в тройку крупнейших финансовых центров страны, свободная экономическая зона, в которой располагаются научно-технические и промышленные парки, штаб-квартиры таких компаний, как Tencent, Lenovo, BYD Corporation.

Но даже в этом списке Huawei, по словам Медета, стоит особняком. Кампус компании, сочетающий современные архитектурные решения с традиционной китайской эстетикой и соблюдением принципов фэншуй, считается одним из самых передовых и «умных» в китайской IT-индустрии. Ежегодно Huawei вкладывает 15% выручки в исследования и разработки, входя по этому показателю в мировую топ-пятерку, и столь высокие вливания в R&D наряду с установкой работать на перспективу стимулируют дальнейший прогресс. «Когда в 2010 году технологию 4G только запускали в коммерческую эксплуатацию, Huawei уже начал инвестировать в 5G, и сегодня сетью пятого поколения покрыто более 90% территории страны. То же самое с более новыми технологиями. На ежегодном Mobile World Congress в Барселоне мы будем показывать новейшие решения компании и обсуждать некоторые вопросы, касающиеся 6G», – делится планами Медет.

Направление его деятельности – цифровая инфраструктура. Департамент Global Marketing проводит для государственных структур и крупных компаний из списка Fortune 500 консультации в области искусственного интеллекта, облачных решений, передачи данных, решений для «умного города». От клиентов со всего мира поступают самые разные запросы: кто-то хочет установить базовые станции, кто-то – построить центры обработки данных (ЦОДы), чтобы потом внедрять цифровые решения для граждан своих стран, кто-то планирует оптимизировать и улучшить имеющиеся решения с помощью искусственного интеллекта – все зависит от того, на каком уровне развития находится то или иное государство. В числе получавших профессиональные консультации Медета, по его словам, были и представители казахстанских министерств и компаний, изучавших китайский опыт цифровизации.

IT без границ

Каждый проект требует индивидуального подхода, поэтому специалисты департамента Global Marketing должны знать всю продуктовую линейку Huawei, понимать, как работают продукты, внедряемые в разных отраслях, и уметь видеть целостную картину, не ограничиваясь знанием одной технологии. А также анализировать, как предложенные решения будут работать в комплексе, и решат проблему, с которой обратился заказчик. В современном мире цифровая инфраструктура имеет такое же критически важное значение, как транспортная или социальная, и причастность к строительству такой инфраструктуры в разных странах и отраслях промышленности – профессиональное достижение, которым может гордиться любой IT-специалист.

В большом департаменте Медет – единственный иностранец. Специалисты из других стран вообще не очень часто работают в головных офисах китайских компаний. «Большинство экспатов, с которыми мне доводилось встречаться, – эксперты с многолетним стажем работы в китайских офисах мировых вендоров. Авторитет этих людей огромен, как и помощь, которую они оказывают местным коллегам. Несколько лет назад среди китайских IT-гигантов появился тренд принимать на работу иностранных граждан, в первую очередь выпускников китайских вузов. Но таких историй было не слишком много, а когда началась пандемия, не стало совсем. К тому же во время пандемии многие иностранные студенты вернулись домой и продолжали учиться дистанционно – поначалу ведь никто не мог представить, что эта история затянется на три с лишним года. Так что, можно сказать, мне повезло попасть в волну, когда китайские технологические компании оказались открыты для зарубежных специалистов», – рассуждает собеседник.

В Huawei казахстанец не только поднял на более высокий уровень свои инженерные навыки, но и научился не имеющим отношения к IT необходимым в жизни вещам: навыкам коммуникации, умению работать с людьми из разных сфер и стран, понимать разные культуры. Прожив в Китае значительную часть жизни, он не забывает и о своих корнях, не теряет связь с родиной. Во время пандемии Медет по собственной инициативе провел для казахстанских студентов онлайн-тур по штаб-квартире Huawei, рассказал о компании и технологиях. Еще одна его задумка – мини-курс для студентов отечественных университетов «Поворот на Восток» с уклоном в IT. Пока, впрочем, признается Медет, большого интереса к этому курсу не наблюдается, но он уверен, что внимание к Китаю у нас будет расти. «Казахстанских предпринимателей учат работать с Китаем, выходить на его маркетплейсы. Но это только верхушка айсберга, возможности сотрудничества с китайскими компаниями в сегменте b2b намного шире», – замечает собеседник.

Вспоминая собственный опыт адаптации в чужой стране, он стремится помочь молодым людям из Казахстана, которые хотят поступать в зарубежный вуз или уже учатся и работают за границей. Они стали целевой аудиторией подкаста «Кочевник», своего рода социальной инициативы, инициированной Медетом. «Казахстанское сообщество в Китае малочисленно по сравнению с США и Европой, и, когда я только начинал учебу, не к кому было обратиться за советом. Приходилось учиться на своих ошибках, попадать в неудобные ситуации, теряя на этом время и нервы. Порой приходилось настолько тяжело, что невольно задумывался о возвращении. Со временем, когда освоился, подумалось, что мой опыт может быть полезен казахстанцам, которые планируют учиться в Китае, да и вообще за границей, ведь с проблемами адаптации приходится сталкиваться в любой стране», – говорит Медет. В последнее время, признается он, не всегда удается регулярно вести блог, но возможность получить из первых рук рекомендации по адаптации к жизни и учебе за рубежом молодые соотечественники оценили.

Сам Медет уверен, что упорство и готовность работать с полной отдачей рано или поздно помогут преодолеть трудности и добиться успеха в мире современных технологий, где географические границы становятся всё более условными.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить