Unknown Qazaq: как русскоязычным казахам помогают дотянуться до своих корней

38181

Интерес к истории помог молодым супругам создать успешный блог

ФОТО: © Айжан Байскакова

Автор блога unknownkazak, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» 2022 года Диас Камериданов никогда не хотел стать историком. Окончив столичный лицей №11, он поступил в КазГЮУ, где отучился на юриста. По специальности работает и сегодня. Однако получилось так, что именно история, поначалу лишь хобби Диаса, дала ему путевку в публичную сферу. Сегодня только в Instagram у его блога более 150 тыс. подписчиков. Для страницы, которая в основном посвящена такой сложной и неоднозначной теме, как история, это впечатляющий показатель.

Ныне 30-летний Диас в шутку называет себя «строителем столицы»: его семья переехала в Астану аккурат ко времени начала столичной эпопеи, в 1997-м. Именно здесь, в городе, где практически отсутствуют черты прошлого, Диас стал интересоваться историей. Читать он любил сколько себя помнит: в родном Аркалыке его всегда окружали книги из обширной домашней библиотеки. Роман «Саки» Булата Джандарбекова стал для него особенным. «Прочитал эту книгу в классе пятом – и все, пошло-поехало», – смеется собеседник, имея в виду свою страсть к истории.

Перелопатив все художественные произведения по истории Казахстана, Диас принялся за публицистику и научно-популярную литературу. Когда появились мессенджеры, стал делиться своими находками в групповых чатах, с родственниками и друзьями. На частое отсутствие обратной связи он не обращал внимания, главным считал возможность рассказать о своем увлечении близким. Первой сдержанность и без того узкой аудитории заметила его супруга Айгерим. «Мне стало его жалко, – улыбается она. – Я сказала: «То, что ты скидываешь в чаты, никто особо не читает».

Диас поначалу обиделся, но мнение жены принял к сведению. Сегодня признается: именно Айгерим подтолкнула его к созданию блога unkownkazak. Она же стала бессменным редактором его текстов. «Я люблю писать размашисто, с оборотами, с двойным смыслом, – говорит блогер. – Отдаю текст Айгерим – она сокращает, упрощает. Неизвестно еще, что получилось бы из моей писанины, если бы не жена».

Открыться миру

Блог unknownkazak не должен был стать блогом в классическом понимании этого слова. Все началось в сентябре 2018 года, когда Диас и Айгерим решили больше не закидывать ссылками групповые чаты, а делиться своим контентом в telegram-канале. За короткий срок паре удалось собрать в Telegram больше 100 подписчиков – помогла рассылка по разным группам и сообществам. Кто-то из новоприобретенных подписчиков подкинул Диасу идею открыть аналогичную страницу в Instagram. Сделать это оказалось проще простого. Вложив в раскрутку каких-то $15, за несколько дней ребята собрали в Instagram аудиторию в 300 человек. Это они посчитали достаточным признаком серьезного выхода в блогосферу.

Поначалу Диас с Айгерим писали анонимно, скрываясь под маской unknownkazak. «У нас на аватарке была маска сакского воина. Читатели не знали, кто автор постов, – рассказывает Айгерим. – Но вскоре мы заметили, что аудитория доверяет не всему, что мы пишем». Диас добавляет: история – наука сама по себе неоднозначная. Некоторые темы задевают за живое, на многое нет однозначного взгляда. Чтобы не потворствовать теориям заговора в духе «Кто лоббирует unknownkazak?», в 2019 году супруги решили раскрыть свои личности.

ФОТО: © Айжан Байскакова

По словам Диаса, решение переформатировать страницу unknownkazak в авторский блог придало их работе новый импульс. Во-первых, читатели убедились: таинственных покровителей у блога нет. Во-вторых, расширился список тем для постов: теперь кроме истории Диас и Айгерим рассказывают читателям о своих путешествиях, делятся моментами из личной жизни и даже информируют об интересных бизнес-кейсах. Они постепенно осваивают и другие социальные сети – YouTube, TikTok. Тем не менее свой контент, даже на отвлеченные темы, ребята стараются увязать с историей.

Так, в серии видеороликов под названием «НеАстана» Диас проверял астанчан на знание топонимики столицы и школьной программы по истории Казахстана. Гуляя по городу, он спрашивал горожан о людях, чьими именами названы улицы. Результат оказался неутешительным: мало кто смог вразумительно ответить, чем известны Алихан Букейханов или Миржакып Дулатов. В качестве ликбеза Диас с Айгерим сопроводили опрос кратким экскурсом, посвященным жизни этих исторических личностей.

Впрочем, уверены они, несмотря на пробелы в знаниях, казахстанцы к истории неравнодушны. По крайней мере те, кто подписан на unknownkazak. Диас с Айгерим считают, что за четыре года существования их блога отношение к истории в обществе изменилось. Исторические темы стали актуальнее: на значимые фигуры из прошлого теперь часто ссылаются молодые казахстанские музыкальные исполнители и лидеры мнений. Кроме того, запретных тем стало меньше. Еще несколько лет назад ребятам часто приходилось обходить острые углы, создавая посты на такие чувствительные темы, как Алаш-Орда или голод 1930-х. Сегодня, по их мнению, высказывать свою точку зрения можно прямо. Аудитория поймет.

Поиски однозначности

Среди читателей unknownkazak в Instagram, основной площадки этого блога, преобладают люди в возрасте 25–34 лет. Самые старшие из них если и застали Советский Союз, то вряд ли его помнят. Возможно, отчасти именно поэтому в комментариях к постам unknownkazak оценка советского прошлого становится все более негативной. Диас считает, что бытующее позитивное отношение к СССР продиктовано лишь ностальгией. «Молодость, юность, первая любовь, друзья – это все понятно. Но если посмотреть современным взглядом, в Советском Союзе было плохо», – убежден он.

Диаса и Айгерим радует, что оценка прошлого аудиторией становится все более осознанной. Они видят в этом и свою заслугу. «Мы делаем выжимку из исторических данных и пересказываем факты на доступном языке», – говорит Айгерим. «Мы одними из первых стали форсировать историческую тему. Это становится трендом: люди поняли, что в этом есть потенциал, идея, ролевая модель, объединяющий фактор. И нам стало легче писать», – добавляет Диас.

По его мнению, сильная сторона unknownkazak заключается в отточенной подаче контента. Стиль, как уже говорилось, отшлифовывается общими усилиями: Диас излагает, Айгерим правит. Диасу очень хочется, чтобы текст был живым, и он полагает, что аудитории нравится стиль, который они нащупали. «Я вначале как писал? – вспоминает собеседник. – Как в потоке: найду тему – и рассуждаю без остановки. Айгерим помогла мне структурировать мысли и идеи. Сегодня дай нам любую тему – и мы напишем интересный пост».

За четыре года авторы unknownkazak, как они считают, досконально изучили свою аудиторию. Теперь супруги-партнеры точно знают, что читателям интересно, а что не очень. «Посты про важные декреты, события не очень заходят, – говорит Диас. – Их больше интересуют общеобразовательные факты для расширения кругозора, чтобы в беседе можно было ввернуть: «А ты знаешь, как эта песня появилась?»

ФОТО: © Айжан Байскакова

Предмет особой гордости Диаса и Айгерим – популярность их блога среди профессиональных историков, людей постарше. «Они периодически нам пишут: «Спасибо, с этой точки зрения мы еще не думали», – рассказывает Айгерим. – Советское образование же получали». Изначально авторы unknownkazak и историки чувствовали взаимное отчуждение. «Многие воспринимали нас скептически», – вспоминает Диас. Однако со временем отчуждение удалось преодолеть, и теперь историки – особенно те, кто идеологически близок ребятам, – охотно идут на контакт и даже подсказывают, что можно еще почитать на ту или иную тему.

Со всей ответственностью

Интерес к блогу unknownkazak стали проявлять и рекламодатели. Случилось это не сразу. Когда пару лет назад супругам стали поступать первые предложения о коммерческом сотрудничестве, они долго думали, как быть. Ведь блог создавался не для того, чтобы заработать, а «для души». В то же время не использовать такой ресурс, как многотысячная армия подписчиков, было бы недальновидно. Поразмыслив, авторы выбрали золотую середину: на сотрудничество идут, но далеко не со всеми. Ассоциировать себя с кем попало они не хотят: хорошо понимают важность имиджа и репутации. Работу с потенциальными клиентами сразу поставили на профессиональные рельсы: создали медиакит, продумали ценовую политику. Пара уверена: их подход себя оправдывает. «В выигрыше остаются все, потому что информация в нашем блоге стоящая», – говорит Айгерим, отвечающая также за коммерческое сотрудничество.

Кейс unknownkazak нетипичен и показателен, считают блогеры. «Мы продемонстрировали, как можно из изначально непопулярной темы набрать медийность, получить сферу влияния, – отмечает Диас. – Когда мы начинали, нам все говорили: эта тема не «стрельнет», подписчиков не наберешь. Оказалось, если правильно преподносить и дозировать информацию, то можно создать успешный кейс».

Подписчики unknownkazak разбросаны по всему миру. Диас и Айгерим встречаются с некоторыми из них во время путешествий. Недавно они решили систематизировать общение с читателями и создали интеллектуальный клуб. Пока клуб собирался лишь дважды, в Астане. Обе встречи, по словам собеседников, прошли успешно, собрав людей разных возрастов и бэкграундов. Объединил их не только интерес к истории, но и желание улучшить навыки разговорного казахского: встречи интеллектуального клуба проводятся на государственном языке. «Люди начинают понимать ценность языка и культуры. Это цементирующий фактор», – резюмирует Диас.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить