Режиссёр Жолдаскали: Никакого таланта у меня нет, я продукт своего упорства

55039

Его web-сериал Sheker посмотрели миллионы людей в СНГ и за его пределами

Айторе Жолдаскали - режиссер
ФОТО: © Андрей Лунин
Айторе Жолдаскали - режиссер

Участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 25-летний режиссер Айторе Жолдаскали – настоящая молодая звезда. Его web-сериал Sheker посмотрели миллионы людей в СНГ и за его пределами. Работа была показана в Каннах и Пусане, победила в номинации Short-form/Web Drama на международном конкурсе Asia Contents Awards в Южной Корее, а также получила семь номинаций на La Indie Film Festival в США. Для отечественной киноиндустрии это большие события, учитывая, что ранее казахстанские сериалы не могли похвастать особыми международными успехами.

Встретиться с Айторе мы планировали несколько раз – и в прошлом году, и в этом. Не получалось: режиссер крайне востребован у отечественных и российских продакшен-студий. «Я долгое время был в Москве. Только недавно прилетел. Снимал там клипы», – коротко объясняет он, выдавливая улыбку. От коллег Айторе по цеху довелось слышать, что на него делают большую ставку – и речь не только о клипмейкинге, а о серьезных работах, авторских картинах. «Это талантливый режиссер. Он уже все доказал, но, если продолжит в том же духе, кто знает, чего достигнет», – считает, например, Алишер Утев, режиссер нашумевшего сериала о маньяках «5:32». Какой свою карьеру видит сам Айторе?

Qazaq Bro

Айторе – алматинец, но до шести лет рос в селе Нура, что в 70 километрах от южной столицы. Его воспитанием занималась бабушка, поскольку родителям было некогда – надо было работать, зарабатывать деньги. Отец работал энергетиком, мама – бухгалтером. К школе они вернули сына в город. Айторе жил и учился в районе «микрашей», в 13-й школе-гимназии. При этом признается, что никаких особых творческих навыков в себе не замечал. «Даже задатков каких-то… Просто делал все понемногу. В спорте, к примеру, побеждал в соревнованиях по джиу-джитсу, занимался боксом, четыре года волейболом увлекался. В общем-то, наверное, я был больше спортиком», – смеется он. Единственное, что было из креативного в школьную пору – его шуточный фотоальбом, где мальчик собирал самые неудачные фото своих одноклассников.

После девятого класса отец посоветовал ему поступать на энергетика – востребованная профессия. Так Айторе оказался в Алматинском государственном колледже энергетики и электронных технологий. «Обычно туда шли те, кто не смог поступить в другие алматинские колледжи», – говорит Айторе. Разумеется, учебой он не был сильно заинтересован, больше думал, как бы начать зарабатывать деньги. Решил откладывать стипендию, чтобы купить хороший телефон, но, скопив, передумал и приобрел фотоаппарат. В немалой степени потому, что был знаком с несколькими фотографами, которые могли зарабатывать по 5 тысяч тенге за фотосессию. Так и взял камеру в руки – на первых порах фотографировал друзей, родственников, иногда девушек на улице – чтобы познакомиться. Зарабатывал немного и нерегулярно – по 2–3 тысячи тенге, однако для молодого парня это все равно был стимул: «значит, я делаю все правильно».

Айторе решил объединиться с другом в команду, чтобы выполнять больше заказов и зарабатывать больше денег. Назвались незамысловато и весело – Qazaq Bro, создали свою группу «ВКонтакте», сгружали туда снимки. Затем поняли, что могут снимать и видео: первым был ролик в формате love-story для их общего друга. Потом под брендом Qazaq Bro стали организовывать мероприятия, в основном студенческие вечеринки – получалось хорошо. «Нам было по 17, мы собирали по 500 человек на тусах», – вспоминает собеседник. Однако после шести организованных ими вечеринок Айторе понял, что это не то, чем он хочет заниматься, и снова погрузился в видеомейкинг. «Мы снимали видеоотчеты с каких-то тус, со студенческих посвящений, даже с настоящих тоев. Дальше перешли на рекламные ролики. Брались за любую работу, относясь к этому как к бизнесу, как production-студия. О творчестве речи не было», – рассказывает Айторе. И все же со временем творчества ему стало не хватать. Он все четче осознавал: нужно двигаться самостоятельно и бросать новые вызовы.

ФОТО: © Андрей Лунин

Отбросить старое

В 2017 году Айторе окончил колледж, но в энергетики не пошел, а уже целенаправленно поступил в университет «Туран» на специальность режиссера. И спустя несколько месяцев… бросил обучение. Решил, что плодотворнее будет познавать профессию «в поле». Так и вышло.

Его дебютным клипом стала песня «Күн мен Айым», которую исполняет хороший друг Айторе, другой участник рейтинга «30 до 30» Darkhan Juzz (Forbes Kazakhstan подробно писал о нем). Нежная песня о любви хорошо легла на свежий, но уже «пристрелянный» взгляд начинающего клипмейкера, хотя сразу чувствуется, что Айторе долгое время снимал видео для парочек в жанре love-story. Клип вышел на телеканале Gakku, а на платформе YouTube набрал почти полмиллиона просмотров. «У меня был свой небольшой бюджет – 300 тыс. тенге. Я познакомился с Дарханом, мне понравилось его творчество. За свои деньги мы сняли клип и отдали в ротацию на телеканал. Тут-то я понял, что правильно сделал, что стал отказываться от тоев и прочих коммерческих съемок. Для того чтобы идти вперед, требовалось отбросить все старое», – философски рассуждает собеседник.

Но сразу все отбросить не получилось, поскольку опять-таки нужны были средства, на которые можно было бы жить и реализовывать свои собственные идеи. Параллельно с работой Айторе заинтересовался бизнес-литературой. Однажды, прочитав очередную «книжку об успешном успехе», наткнулся на мысль, которую решил имплементировать в своей жизни. «Занимайся на 80% тем, что приносит тебе прибыль и уделяй 20% своего времени тому, во что ты действительно веришь», – цитирует Айторе.

Следующей работой после «Күн мен Айым» стала песня еще одного, предыдущего, участника рейтинга «30 до 30» M’Dee – «Унисон». В клипе, который тоже оказался на Gakku, зрители увидели развитие Айторе как режиссера. Здесь появились и первые сигнатурные неоновые кадры, размытые slow-motion, и все то, что он в дальнейшем, усовершенствовав, использует в сериале Sheker.

Настоящим прорывом Айторе как клипмейкера стал Sheker на песню Darkhan Juzz. Удивительно, но сложный, насыщенный, с большим количеством визуальных эффектов клип был снят на смартфон. Однако это не помешало ему набрать более 1,5 млн просмотров. Клип открыл большую дорогу как самому певцу, так и режиссеру.

«Мне кажется, я полностью продукт своего упорства. Никакого таланта во мне нет, – заявляет Айторе. – Я просто долго бился о стену, отдавался своему делу. Еще помог спорт, который дал мне стержень, дисциплину. Плюс есть средство, которое удваивает эффект, – я никогда не говорю, что все знаю. Без проблем могу взять и начать учиться новому. Даже если человек намного старше или, наоборот, менее опытный, могу к нему прислушаться».

Темная сторона

В 2020 году Айторе уже имел небольшое, но вполне качественное портфолио. Вероятно, поэтому к нему обратились генеральный продюсер Salem Social Media Куат Садыков и сценарист Арыстан Каунев. У них была идея снять сериал про наркотики, даже примерная концепция будущего проекта. «Они предложили мне продемонстрировать свое видение сериала. Я сделал большую презентацию, детально описал, как хочу снять: без цензуры, «трушно», ничего не скрывая», – рассказывает режиссер. Те, по его словам, сразу поняли, согласились и приступили к написанию сценария. Айторе же начал готовить визуальную часть: у них было всего два месяца до запуска. Первая серия первого сезона сериала Sheker вышла 20 октября 2020 года, ее просмотрели небывалые 6,3 млн человек.

ФОТО: © Андрей Лунин

Sheker повествует о жизни молодого приезжего студента Алдияра, который пытается справиться с долгами по учебе, однако финансовые затруднения приводят его к криминальной работе «закладчиком» синтетических наркотиков. Проблема, раскрываемая в сериале, серьезна для Казахстана и не только и затрагивает в основном молодежь. МВД РК еще три года назад начало бить тревогу, что «синтетика» активно замещает другие виды наркотиков, затягивая все новых потребителей. А тогдашний мажилисмен Канат Мусин в ходе пленарного заседания палаты сообщил, что как минимум 450 тыс. казахстанцев, то есть свыше 2% населения, являются наркозависимыми. Во время съемок сериала, по словам Айторе, они в том числе обращались к правоохранительным органам за консультациями, а те рассказывали детали наркопреступлений. Именно благодаря этому, считает режиссер, удалось сделать сериал реалистичным.

Параллельно с первым сезоном Sheker Айторе выпустил OST-клип на песню «Кадилакта»: это совместная рэп-композиция исполнителей Кисло-Сладкий & Bonah и Darkhan Juzz. Клип собрал 1,5 млн просмотров на YouTube, а песня стала хитом. Sheker же стал отправной точкой развития индустрии web-сериалов в Казахстане. Главный актер Азат Жумадил, а также исполнители других ролей тут же стали звездами – их страницы в Instagram обновились десятками тысяч подписчиков. Следуя примеру Айторе, многие режиссеры начали активно снимать собственные web-сериалы. Ренессанс индустрии, не иначе. Ну а сам «зачинщик» собирал международные награды и купался в славе.

«Я был очень удивлен, что все так произошло. Задавал себе вопрос: почему это понравилось зарубежной публике? Как мне кажется, есть вещи, которые мы не замечаем, но другие зрители их видят. Людей зацепила наша реальная жизнь, которую мы показали. То, как мы говорим друг с другом, как взаимодействуем, развиваемся и падаем. Им это показалось очень аутентичным, честным. К тому же это острая тема для многих стран – молодежь и наркотики», – комментирует Айторе. Режиссер считает, что тема пороков общества, в принципе, нетленна и многогранна, плюс ему самому нравится рассказывать о темной стороне жизни.

Шок января

После фурора, произведенного первым сезоном, внимание и профессиональное уважение к Айторе значительно выросло как во всем творческом сообществе, так и у продюсеров Salem Social Media. Он говорит, что расправил плечи, стал больше участвовать в редактуре сценариев, предлагать свои идеи и ходы, даже смог добиться увеличения бюджета. «На самом деле первый сезон был снят за совсем небольшие деньги», – улыбаясь, уточняет собеседник. Во втором сезоне линии героев сериала получили развитие, был введен новый антагонист, зрители увидели неожиданные сюжетные повороты – рост Айторе как режиссера был очевиден. Кроме того, в дополнение к сериалу вышли три клипа, которые он снял для Shiza, The OM, а также Saluki&104 (совокупно их посмотрели почти 3 млн раз). Правда, сам Sheker немного, но сбавил в количестве просмотров. Первую серию второго сезона посмотрели 4,1 млн человек. Впрочем, для казахстанского сегмента YouTube цифры все равно космические.

После выхода второго сезона Айторе решил взять небольшую паузу и заняться съемкой клипов. Последние полгода режиссер провел в Москве, временами возвращаясь в родной Алматы. Уже спустя два дня после приезда в российскую столицу ему предложили работу с одной из главных продакшен-студий Jetlag. Для нее талант из Казахстана снял клип на песню Urus известных рэперов Элджея и Рахима. За четыре месяца клип собрал более 2,6 млн просмотров, а в комментариях поклонники упоминали ни много ни мало голливудский уровень работы.

ФОТО: © Андрей Лунин

«В Москве я часто посещал вечеринки продакшен-команд, там есть такая культура. Когда знакомился с режиссерами, творческим сообществом, все подходили, выражали восхищение. Говорили, мол, я вдохновил их, сделал своим сериалом важную для индустрии работу», – не без смущения рассказывает Айторе. По его признанию, слушая эти похвалы, он в какой-то момент испытал синдром самозванца. «Те, кто восторгалля мной, и сами люди с именем. За плечами у них крутые работы, обучение во ВГИКе, других крутых заведениях. Потом я ощутил, что имею какой-то вес», – честно говорит собеседник.
В марте Айторе прилетел в Алматы и уже занят несколькими проектами, в которых, правда, по его словам, ничего не заработает. «Да, мой ценник значительно вырос. Но при этом я остаюсь режиссером, который может снять кому-то клип бесплатно – ну или почти бесплатно, главное, чтобы мне нравилось», – улыбается он.

Последние месяцы Айторе, по его словам, сильно рефлексирует по поводу январских событий, которые потрясли страну и его лично. Он убежден, что если кто-то не переживает по поводу всего того, что случилось, то это не человек. «Я был на улицах во время январских событий в Алматы. Видел, смотрел, наблюдал за людьми. Мне было важно увидеть, кто там. Я ходил среди людей, видел образы, от которых был в шоке. Видел взрослого мужчину с маленьким сыном: отец решил надеть ему на голову для защиты каску полицейского, а в руках у него были щит и дубинка. Видел женщину, которая стояла в бронежилете на крыше автомобиля», – вновь проникаясь тревогой, вспоминает Айторе. Сейчас он работает над клипом про то, что произошло тогда. Кроме того, он занят съемками подросткового сериала о школе: «Я всегда в поиске. Ведь еще много чего не снято. Но главная цель, конечно, полный метр – и она не за горами».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить